Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ВКС РФ уничтожили два места базирования боевиков в Сирии
Мир
Небензя раскритиковал проект резолюции ГА ООН по Сребренице
Мир
Польша предупредила о передвижении военной техники вблизи границ с Россией
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +19 градусов в Москве 1 мая
Мир
Основателя криптобиржи Binance приговорили к четырем месяцам тюрьмы
Происшествия
Губернатор сообщил об атаке беспилотника на Рязанскую область
Мир
ВС США сообщили об уничтожении в Йемене надводного беспилотника
Мир
Премьер-министр Норвегии сообщил о планах выделить Украине еще $630 млн
Общество
Прокуратура Бурятии организовала проверку в связи с пожарами в регионе
Мир
В Евросоюзе указали на зависимость блока от удобрений из России
Мир
Колумбийский университет в Нью-Йорке пригрозил отчислением захватившим корпус студентам
Спорт
ФК «Зенит» договорился о продлении контракта с главным тренером Семаком до 2030 года
Мир
Истребитель F-16 разбился в США
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о втором сбитом беспилотнике ВСУ
Мир
Сенат США одобрил запрет импорта урана из России
Армия
Экипаж танка Т-80БВ уничтожил замаскированные блиндажи и наблюдательные пункты ВСУ
Происшествия
В подмосковной Балашихе подросток на автомобиле сбил ребенка и врезался в супермаркет

Своим умом

Востоковед Юрий Мавашев — о том, почему закон об иноагентах снова спровоцировал политический кризис в Грузии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Грузинские парламентарии в первом чтении одобрили закон «О прозрачности иностранного влияния». В Грузии для краткости его называют законом об иноагентах. Но официальное наименование гораздо точнее отражает содержание документа. В соответствии с ним неправительственные организации и СМИ, получающие более 20% зарубежного финансирования, обязаны зарегистрироваться. В противном случае их деятельность будет рассматриваться как противозаконная.

Поясняя смысл закона, исполнительный секретарь правящей партии «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе еще 4 апреля акцентировал внимание, что закон призван защитить национальную безопасность. Ведь деятельность зарубежных организаций зачастую продиктована чем угодно, но только не интересами грузинского народа.

По словам партийного функционера, речь, в частности, идет о противодействии властей призывам неправительственных организаций (НПО) с иностранным финансированием втянуть Тбилиси в российско-украинский конфликт. Кроме того, именно в риторике этих оппозиционеров с 2022-го отчетливо прослеживалась агитация за присоединение к антироссийским санкциям, уточнил Мдинарадзе.

Симптоматично, что на сегодняшний день на территории Грузии действует до 10 тыс. НПО, которые совсем не торопятся отчитываться перед государством и гражданами. Так, с 2012 года чувствовавшие себя комфортно НПО декларировали менее пятой части своих поступлений (до 18%). Между тем, на какие цели были потрачены остальные деньги, неизвестно, заявлял премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе на заседании кабмина 8 апреля. Этот факт относится в полной мере и к религиозным организациям — сектам, предпочитающим также находиться в правовом поле в виде НПО.

Парадокс, но вызывающий негодование у прозападной оппозиции закон как раз посвящен такой ценности демократии, как транспорентность. Государство желает и имеет право знать источники финансирования НПО и СМИ, а также следить за отчетностью. При этом последнее очевидно даже для любой налоговой. В конце концов история знает немало прецедентов, когда те или иные организации становились «отмывочными» в том числе и для оргпреступности. Не говоря уже о том, что и в США, как известно, действует свой закон об иноагентах пусть и в несколько другой редакции.

Но всем этим аргументами не внемлет оппозиция, которая явно увлечена подготовкой к парламентским выборам в октябре. Вероятно, опасается накануне этого главного электорального события 2024 года лишиться иностранного подспорья в виде СМИ и НПО. Ее фронтвумен — президент с двойным гражданством (французским) Саломе Зурабишвили ожидаемо воспользовалась своим конституционным правом и пообещала наложить вето на соответствующий закон.

Впрочем, ее позиция едва ли не самое предсказуемое в грузинской политике. Особенно после ее публичного призыва к властям Евросоюза и Франции остановить обсуждение закона. Спикер парламента Шалва Папуашвили недаром назвал призыв Зурабишвили «беспрецедентным в истории». По его мнению, президент Грузии де-факто «не считает свою страну за государство». В частности, парламентарий возмутился, что вопрос, находящийся в компетенции парламента, фактически выносится президентом на международный уровень.

С одной стороны, позиция политической фигуры с церемониальными по конституции полномочиями для парламентской Грузии — не проблема. Депутаты уже неоднократно преодолевали вето Зурабишвили. К примеру, еще в июле 2023-го парламент большинством голосов преодолел вето главы государства на законопроект об изменении правил избрания членов и главы ЦИК.

С другой, отмахиваться от того факта, что в республике налицо эпизод внутриполитической борьбы, не следует. Ее основными участниками стали правящая партия «Грузинская мечта» и противостоящие ей «Единое национальное движение» (ЕНД), партия «За Грузию» межпартийная коалиция «Сила в единстве». Последние ратуют за скорейшую евроинтеграцию.

Из оппозиционных сил особенно выделяется ЕНД, основанное экс-президентом Михаилом Саакашвили, а также партия экс-премьера Георгия Гахария — «За Грузию». Представители обеих, очевидно, движимы прежде всего ресентиментом под названием «во всем виновата Россия» и желанием реванша — оказаться снова у руля. Предлагаемый «Грузинской мечтой» закон об иноагентах бьет по их интересам, заставляет раскрыть карты, что неминуемо приведет к их благодетелям.

Вот почему оппозиция решила контратаковать. При этом исходя из куда менее либеральных представлений. Символично, что бюро парламента отказало партии «За Грузию» в рассмотрении инициированного ею же закона «О защите от влияния Российской Федерации». Речь шла о введении уголовной ответственности не только за финансирование, но и за деятельность той или иной организации, которую можно трактовать как отвечающую интересам РФ.

В целом попытка грузинской оппозиции примешать к внутриполитическому процессу в Грузии Россию не выдерживает критики. С 2008 года из-за признания Москвой независимости Сухума и Цхинвали по инициативе Тбилиси между нашими странам отсутствуют дипломатические отношения. Соответственно, нет даже гипотетической заинтересованности российской стороны в принятии подобного закона в Грузии, поскольку нарушающие российский закон об иноагентах россияне не могут быть выданы в формате экстрадиции.

Представитель Кремля Дмитрий Песков неслучайно называл абсурдными любые попытки грузинской оппозиции впутать во внутриполитический процесс Россию. По его словам, речь, по сути, идет уже об общемировой практике, тренде на борьбу с иностранным влиянием. Остается лишь добавить оговорку, которая по смыслу и следует из слов Пескова, что, разумеется, с иностранным влиянием борются по-настоящему самостоятельные игроки, заинтересованные в соответствующем курсе своих государств.

Более того, Россия и Грузия, невзирая на формальное отсутствие дипотношений, весьма плодотворно сотрудничают. В 2023-м импорт российского СПГ увеличился почти на 30%, а наша страна остается одним из крупнейших поставщиков электроэнергии. Кроме того, РФ стабильно удерживает позиции по товарообороту, уступая лишь Турции, которая географически ближе к Грузии.

Вместе с тем, рассуждая о возможных заинтересованных в дестабилизации Грузии, не стоит упускать из виду одно немаловажное обстоятельство. Сегодня геостратегическое положение страны находится в центре внимания не только сопредельных, но и гораздо более отдаленных государств.

К примеру, широко известен план Тбилиси по созданию глубоководного порта Анаклия, в котором объективно заинтересован Китай с проектом «Шелковый путь 2». Не секрет, что и конкурирующая с Китаем Индия также планирует запустить свой торговый маршрут через порт Мумбаи с привлечением стран Закавказья. Намечен план действий для обеспечения беспрепятственных грузоперевозок из Армении в Грузии, а далее в страны ЕАЭС.

Примечательно здесь и другое. На круглом столе «Экономические и политические аспекты транспортного коридора Север – Юг с участием грузинских и российских экспертов прозвучала принципиально важная точка зрения. Глава Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе обратил внимание, что серьезные силы не хотят участия Грузии в российском проекте «Север – Юг». Между тем проблема транспортных коридоров и относящихся к ним проектов обрела новое звучание и остроту в последнее время, учитывая неблагоприятную для мировой торговли обстановку в Баб-эль-Мандебском проливе и в Красном море.

Из этого следует, что в дестабилизации Грузии могут быть заинтересованы лишь те международные акторы, которые цепляются за однополярный миропорядок. Им, безусловно, не нужно, чтобы грузинская сторона обрела статус одной из ключевых стран на перекрестке международной торговли. Помешать этим благоприятным для Тбилиси перспективам может только навязанная иностранными НПО и СМИ повестка. Грузины же хотят думать своим умом.

Автор — директор Центра изучения новой Турции

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир