Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вучич призвал прислушаться к мирным инициативам Китая
Мир
ХАМАС может освободить часть заложников при отмене операции Израиля в Рафахе
Общество
Синоптик предупредил москвичей о холодах на 9 мая
Мир
Благодатный огонь сошел в храме Гроба Господня в Иерусалиме
Мир
Белый дом за полгода почти 150 раз исправлял оговорки Байдена
Общество
На Урал обрушились сильнейшие снегопады
Мир
В Германии нашли могилу одного из командиров Иностранного легиона ВСУ
Мир
Посол Казахстана в РФ назвал чушью утверждения о русофобии в стране
Мир
Захарова назвала дезинформацией обвинения НАТО в гибридных атаках
Армия
Шойгу вручил медали «Золотая Звезда» отличившимся участникам СВО
Армия
ВС России за неделю сбили 15 ракет ATACMS и 201 украинский дрон
Мир
В Дарданеллах у шедшего из Греции в Россию танкера вышел из строя двигатель
Общество
Куклачев заверил поклонников в скором возвращении на сцену
Армия
Система ПВО РФ уничтожила два украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Жители подконтрольного ВСУ Запорожья обвинили военкомат в похищении людей
Мир
Глава МИД Белоруссии назвал бессмысленной инициативу Швейцарии по Украине
Мир
Президент Таджикистана Рахмон приедет в Москву на День Победы 9 мая

«Попросил тренера вернуть меня в состав с недолеченной травмой»

Призер Олимпийских игр Алексей Швед — о рекорде в чемпионате Китая, любви местных фанатов и судебном процессе
0
Фото: Global Look Press
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Лучший баскетболист России последнего десятилетия Алексей Швед провел яркий сезон в составе «Шаньси» и с большой долей вероятности продолжит карьеру в Китае. Об этом защитник рассказал в интервью «Известиям» и «Спорт-Экспрессу». Также мы обсудили жесткий календарь игр в CBA вкупе с тяжелыми тренировками, жизнь Алексея и его семьи в Тайюани и надежду на справедливое завершение судебного процесса в Москве.

«Установил рекорд лиги — шесть трехочковых за четверть»

— В своем первом сезоне в чемпионате Китая вы вывели команду с небольшим бюджетом в плей-офф, сделали 10 трипл-даблов и 14 дабл-даблов. Довольны собой?

— Это был крутой сезон. Если кратко, то мне понравилось играть в CBA. Очень рад, что всё-таки решился переехать в Поднебесную.

— Ваша результативность резко снизилась в плей-офф. Сейчас, наверное, можно рассказать, что решающие матчи регулярки вы играли с повреждением?

— Да, до плей-офф я довольно долго играл с недолеченной травмой. Врачи сказали, что на восстановление уйдет минимум три-четыре недели. Но я понимал, что если буду следовать их рекомендациям, то вряд ли моя команда выйдет в плей-офф. Поэтому, пропустив несколько игр, попросил тренера вернуть меня в состав. Но в матче с «Нанкином», где я сделал трипл-дабл, мой надрыв стал еще больше, и по этой же мышце ниже появился еще один. А через два дня нам предстоял решающий матч за выход в плей-офф с «Тяньцзинь». Первую половину наблюдал за игрой со скамейки (постоянно крутя велотренажер), а в третьей четверти попросил выпустить меня на паркет и отыграл до конца встречи (24 минуты). Мы выиграли, а мне не хватило всего двух подборов до трипл-дабла. Попутно еще установил рекорд лиги — шесть трехочковых за четверть. До этого никто не закидывал больше пяти. Сыграл на эмоциях, но потом долго не мог покинуть раздевалку. Нога жутко болела.

— Тем не менее вы сыграли в плей-офф.

— Опять же, с повреждением. Увы, уже не мог сильно повлиять на общий результат (в первой игре серии набрал 15 очков, в решающем третьем матче провел на паркете всего пять минут. — «Известия»). Интересно, что в третьей игре я вообще не должен был играть. Тренер и генменеджер сказали мне, что я вне заявки. Я посопротивлялся, но, когда понял, что это не имеет смысла, пошел прогуляться по городу. Вернулся в отель за полчаса до выезда, и тут тренер пишет мне сообщение, что ставит меня в состав. Было забавно.

— Как долго вам лечиться?

— Через три недели уже смогу совершать беговые упражнения. Пока ограничиваюсь занятиями в тренажерном зале.

«В CBA контакт в защите даже пожестче, чем в НБА»

— Какие впечатления сложились от работы с наставником «Шаньси» Яном Сюэцзэном?

— Хороший тренер и очень добрый человек. Ни разу не видел, чтобы он на кого-то кричал. Много шутит, со всеми в хороших отношениях. Правда, не говорит на английском. Мы постоянно общались через переводчика. Вначале у нас была притирка. Я то играл, то не играл. Но постепенно привык к его требованиям, четко знал, чего Ян от меня хочет. После этого стал получать много игрового времени, не было никаких запретов. Но, чтобы это произошло, должен был пройти определенный период.

Вообще, многие легионеры не задерживаются в CBA. В этом сезоне из всех команд отчислили 30–40 иностранцев. Ты не подходишь под концепцию тренера, не готов биться за единственное место иностранца в пятерке… Тот же Каспер (Уэйр, разыгрывающий ЦСКА. — «Известия») рассказывал мне, что продержался в Китае всего несколько недель.

— В ноябре вы еще тепло отзывались о своих партнерах.

— Остался при том же мнении. Они уверены в себе, много работают над слабыми местами, не боятся брать игру на себя, совершать ошибки. Из-за жесткого лимита у них есть много времени, чтобы проявить себя. У нас в команде есть парень, который очень хорошо бросает. Даже не помню партнеров в своей карьере, которые забивали с таким высоким процентом. Еще один одноклубник выступает за сборную Китая в баскетболе 3х3.

— С вашим приходом у многих игроков «Шаньси» повысилась статистика.

— Да, по очкам так точно. Стараюсь находить их передачами, а реализация у ребят высокая.

— В CBA специфически играют в защите. Могли бы объяснить этот момент?

— В защите тут почти не свистят фолы. Трактовка правил больше похожа на баскетбол 3х3. Ребята играют жестко, порой грязно. Мелкие толчки, если ударили во время броска, то никто свистеть не будет. Дают только суперочевидные нарушения. Уровень контактной борьбы очень высокий. Обсуждали это с американцами, которые также поиграли в НБА, и сошлись во мнении, что в CBA контакт даже пожестче, чем в США. Поэтому когда сборная Китая приезжает на ЧМ или Олимпиаду, то там у них начинаются проблемы. Судьи не дают возможности играть так жестко, как в CBA, подсаживая команду на фолы. А иначе действовать они не умеют.

— С судьями можно обсуждать их решения или они не говорят на английском?

— Половина судей, кстати, говорит. Есть те, кто знает отдельные фразы. На этом всё.

«Когда мне удавалось набирать очки, то на весь зал включали «Катюшу»

— Вы видели всё на клубном уровне, уровне сборных. Вас что-то удивило в CBA?

— Была пара моментов. Например, в команде, за которую выступает Тако Фолл, есть играющий главный тренер. Руководит командой в игровой форме, сам себя меняет. Это прикольно. Болельщики его любят, он много лет выступал за «Нанкин». Вообще их называют TikTok-командой. Они очень активны в плане медиа и популярны во всём Китае.

Еще удивил такой жесткий лимит: всего один легионер на площадке и четыре китайских игрока. В следующем году хотят сделать двух легионеров на площадке в двух четвертях из четырех. Будет еще интереснее.

— Болельщики особенно к вам прониклись?

— Они относились просто супер. Постоянно затягивали кричалку MVP, громко шумели, когда я выходил на площадку. А когда мне удавалось набирать очки, то на весь зал включали «Катюшу». Болельщики танцевали, весь зал хлопал. Вообще считается, что у «Шаньси» лучшие болельщики в лиге. На домашних матчах всегда был полный зал, было максимально громко. На улице или в магазине часто узнают. Просят сфотографироваться.

— Приходится делать под сотню фотографий в день?

— Я так много не гуляю, но за два часа могут подойти 30–40 человек. Говорят, чтобы я оставался в «Шаньси» на следующий сезон, пишут приятные сообщения в соцсетях. В целом тут очень добрые люди.

— Чаще узнавали только в Белграде?

— Да, пожалуй. Единственный город, где подходили еще чаще. В Сербии баскетбол — вид спорта номер один, поэтому неудивительно.

— Не устали от жизни в отеле?

— Мы привыкли. У нас было два отличных номера. Познакомились со всем персоналом, с которым сложились хорошие отношения. В итоге так привыкли, что уезжать было грустно и хотелось еще ненадолго остаться. К тому же погода стояла отличная: 20–25 градусов тепла. Так что уже около месяца хожу по улице в шортах и майке. За этот период к нам приезжали друзья, Обрад (Фимич, агент Шведа. — «Известия»), родители несколько раз. Все были в восторге от Тайюаня. Его исторической части, продуманности, местной еды. Повторюсь, я тоже сильно впечатлен.

— Что больше всего впечатлило из культурных аспектов?

— Назову культ семьи. В Китае в рестораны и кафе люди ходят всей семьей. Муж, жена, дети, бабушки, дедушки, тети... Они проводят много времени вместе. Еще радует, что здесь настоящий культ детей. Очень много разных развлечений для них, секций, кружков. Всё очень доступно. И еще отмечу Старый город в Тайюане. Я много раз там был и всегда открывал что-то новое.

«Высокий процент, что я останусь в Китае»

— Готовы остаться в СBA?

— Мой агент разговаривает с «Шаньси», с другими китайскими клубами, которые интересуются насчет следующего сезона. Думаю, есть высокий процент, что я останусь. Но в целом Обрад разговаривает с клубами и из других чемпионатов. Уверен, что предложений будет больше, чем прошлым летом.

— Довольно короткий сезон в Китае можно назвать очевидным плюсом?

— Думаю, это одна из причин, почему в Китае играет так много сильных иностранцев. За полгода можно заработать хорошие деньги и около пяти месяцев проводить много времени со своей семьей. В Европе с этим гораздо жестче. Ты заканчиваешь сезон в начале июня, а в конце августа уже приезжаешь на сборы. Времени на родных почти не остается. При этом нельзя сказать, что в Китае ты получаешь легкие деньги. Выше я говорил, что не многие легионеры задерживаются в CBA. Посмотрите на наш график игр.

— Он не простой!

— За месяц мы сыграли 14 игр, то есть выходили на официальный матч через день. Такой календарь очень похож на НБА. С той лишь разницей, что в Китае баскетболисты еще и тренируются каждый день. В США много игр, но тренировки короткие и легкие. А тут и играешь часто, и проводишь полноценные занятия каждый день. Выходные — очень редкое явление. Был период, когда за два с половиной месяца не было ни одного выходного. Игровые тренировки сменялись занятиями по ОФП. Только после китайского Нового года стало полегче.

— Кто главная звезда CBA, на ваш взгляд?

— Одной суперзвезды нет. Почти в каждой команде есть сильные легионеры, способные набирать по 20–30 очков. Конечно, тут многое зависит от игрового времени. Я в прошедшем сезоне играл в среднем по 25 минут (в среднем набирал по 16,3 очка и 9,5 передачи). Кто-то играет по 40–45 минут. А если ты проводишь матч почти целиком, то набирать по 20–25 очков в среднем за игру не так тяжело.

— Вы бы набирали по 30.

— Думаю, да. Темп быстрый, много атак. Игра проходит намного быстрее, чем в Европе. Понятно, что преимущество имеют те команды, у которых есть много ребят уровня сборной Китая. Тяжело противостоять клубам, у которых четыре сильных китайца и еще один качественный легионер. Один матч у них выиграть можно, но серию — практически нет.

— Как думаете, если китайский клуб приехал бы на Суперкубок Лиги ВТБ, то он бы был конкурентоспособен?

— Если бы игры проходили по правилам с одним легионером на площадке, то без шансов для российских команд. Всё-таки в Лиге ВТБ в основном на паркете находятся по пять легионеров, шестой выходит на замену. Это даже видно по статистике.

— В топ-30 по результативности есть хотя бы один россиянин?

— К сожалению, нет.

— А в топ-20 по передачам?

— Да, у Антона Глазунова 4,5 передачи в среднем за игру, у Владислава Емченко — 4,3, у Дмитрия Хвостова — 3,8. Молодцы, конечно, но это не самые впечатляющие цифры. Я это к тому, что если открыть раздел статистики в CBA, то вы увидите в группе лидеров много местных.

— А если бы клубам CBA можно было бы задействовать всех легионеров?

— Не совсем некорректно сравнивать. Всё-таки вся подготовка идет к тому, что на площадку выходят четыре китайских игрока и один легионер. Да, можно перестроиться на один турнир, но это неравные условия.

«Напавшие на меня сделали вид, будто ни в чем не участвовали»

— Не могу не спросить вас про судебный процесс по делу о вашем избиении в центре Москвы в мае прошлого года. Следите за его развитием?

— Мы регулярно на связи с адвокатом, так что в курсе деталей.

— Вас удивил тот факт, что трое из четырех фигурантов дела теперь проходят как свидетели, а не обвиняемые?

— Конечно, это удивительно. Думаю, все здравомыслящие люди понимают, что на меня напали толпой. Нападавший был не один. И, хотя он вполне заслуженно обвиняется в нанесении самого сильного удара, начали драку другие ребята, начали совершенно без причины, на ровном месте. Это есть в моих показаниях, в показаниях свидетелей. Наконец, это отчетливо видно по видеозаписи. Что я еще могу сказать? Разбирательство продолжается. Слышал, что глава СК Александр Бастрыкин заинтересовался тем, что зачинщики ушли от ответственности, и запросил доклад по делу. Это внушает надежду на то, что справедливость восторжествует.

— Могли бы пояснить?

— Такие люди не должны свободно гулять по Москве, оставаться безнаказанными. Они чуть не убили меня, была вероятность, что я потеряю профессию, закончив играть. Не хочу себя хвалить, но я много лет играл за сборную, приносил ей медали на международных турнирах, в том числе на Олимпийских играх.

А сейчас ребята, которые без причины напали на меня, сделали вид, будто ни в чем не участвовали. А следователь и прокуратура почему-то им поверили. Мне странно за всем этим наблюдать, учитывая, что эпизод произошел в центре столицы и не в самый поздний час. Повторюсь, на видеозаписи всё отчетливо видно. Просто если им всё сойдет с рук, то это будет очень плохим примером. Это будет означать не только для них, но и для других, что в столице России царит тотальная безнаказанность. Так быть не должно, на мой взгляд.

Прямой эфир