Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Американский актер Дэбни Коулман скончался на 93-м году жизни
Мир
В результате столкновения судов на Дунае погибли два человека
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
В МИДе выразили соболезнования в связи со смертью посла Гондураса в РФ
Мир
Эксперт назвал попыткой развязать ядерную войну идею защиты неба Украины силами НАТО
Мир
В Словакии сообщили об отсутствии угрозы жизни Фицо после покушения
Мир
Лавров призвал Запад прекратить приносить Украину в жертву своим целям
Общество
Суд заключил под стражу подозреваемого в убийстве девочки под Ростовом
Мир
На Украине допустили риск потери крупнейшего металлокомбината из-за мобилизации
Армия
ВСУ за сутки потеряли до 680 боевиков в зоне ответственности Южной группировки
Мир
Политолог объяснил, как будет определяться дальнейшая легитимность Зеленского
Мир
Президент Грузии попросила Макрона приехать
Экономика
Россия вошла в топ-10 по темпам роста экономики в XXI веке
Мир
Хиросима и Нагасаки выразили Вашингтону протест из-за ядерного испытания в Неваде
Мир
В Австрии задержали 14-летнюю девочку по подозрению в подготовке теракта
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве гранаты в терминале по приемке фур в Одессе

Сингапур: загадка без отгадки

Вице-президент «Деловой России» Нонна Каграманян — о возможностях сотрудничества России с азиатским городом-государством
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

До конца этого года должны завершиться переговоры о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Сингапуром. Уже в следующем году Сингапур рассчитывает ратифицировать соглашение. Для ЕАЭС это событие станет знаковым, в первую очередь потому, что Сингапур не просто развитая, а сверхразвитая экономика, глубоко постиндустриальная и в высшей степени инновационная.

Какие интересы могут быть у стран ЕАЭС и у России, в частности, в этой весьма необычной стране, чья экономика лет на 30 опережает наши самые смелые представления о собственном будущем?

Компактный внутренний рынок Сингапура вряд ли сам по себе может представлять ценность для экспортеров ЕАЭС. Наши вооружения Сингапуру тоже, мягко говоря, ни к чему: у страны есть неплохая собственная армия, оснащенная преимущественно техникой производства стран НАТО, на ее территории находятся американские базы ВВС и ВМС. Строить у себя атомную электростанцию Сингапур также не планирует, хотя и мечтает снизить энергетическую зависимость от соседней Малайзии.

Зато Сингапур — третий по величине нефтеперерабатывающий и нефтеторговый хаб мира, а еще — крупнейший в мире производитель нефтедобывающих вышек. Вот так крошечная страна, где не то что нефти, а даже собственной питьевой воды нет, стала важнейшим игроком на нефтяном рынке. Сингапур для России — перспективный партнер в нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих проектах, в том числе в свете новых американских санкций, которые влияют на работу европейских игроков в нашей стране.

Но не нефтью единой… Сингапур — также третий по величине финансовый центр мира с мощнейшей банковской системой и третьей в мире финансовой биржей. Это, безусловно, перспективнейший инвестор и кредитор для российского бизнеса, причем, речь может идти об инвестициях не только в проекты на территории России, но и в совместные проекты в третьих странах. Например, в той же атомной энергетике и тяжелом машиностроении.

Независимый Сингапур начинал свой путь к экономическим вершинам, развивая внутренний потребительский рынок, но быстро уперся в его естественный потолок. К счастью, еще со времен Британской империи эта страна закрепила за собой статус одного из самых важных торговых портов в Юго-Восточной Азии. Правительство независимого Сингапура продолжило развивать морской порт. И сегодня это крупнейший и самый современный торговый хаб в регионе. Доступ к сингапурскому торговому порту на выгодных условиях — важнейший бонус, который смогут получить российские экспортеры после подписания соглашения о свободной торговле. Кроме того, Сингапур через инвестиции мог бы содействовать развитию российских торговых портов, в частности во Владивостоке и на Балтике (Усть-Луга, Высоцк, Калининград).

Россия может использовать в своих интересах еще одну особенность сингапурской экономики. Она является инновационной, но практически все новые технологии появляются там из-за рубежа вместе со специалистами. Правительство Сингапура долго не стремилось развивать высокотехнологичные отрасли, поэтому собственных передовых разработок у страны не так много. Инновационный бум в компьютерных технологиях, биоинженерии и других сферах — это результат грамотной политики по скрещиванию инвестиций, ноу-хау и коммерческого производства. Именно это удается Сингапуру лучше всего и определяет его бурный рост в последние годы. Множество российских высокотехнологичных стартапов, которые не могут найти инвесторов на Родине, вряд ли останутся без внимания в Сингапуре. Очевидно, что соглашение о свободной торговле должно быть дополнено созданием инвестиционного фонда в сфере высоких технологий.

Феномен экономического успеха Сингапура — это загадка, которую некоторые пытаются объяснить то удачным геополитическим расположением страны, то колониальным прошлым. Но мы знаем совершенно не вдохновляющие примеры, казалось бы, удачно расположенных территорий, и тяжелое существование большинства постколониальных стран. Не вписывается в классическую модель успеха и авторитарный политический режим Сингапура. У руля страны с 1959 года находится Партия народного действия, она неизменно имеет абсолютное большинство в парламенте, в Сингапуре фактически отсутствует свобода слова и собраний, ключевые СМИ контролируются государством. Страну часто критикуют за применение смертной казни и избиения розгами. Современная западная модель экономического роста считает политическую свободу неотъемлемым условием для рождения частной инициативы. При таком уровне несвободы Сингапур просто не мог стать экономически развитой страной с высокообразованным населением, в которой уровень жизни значительно выше большинства стран Западной Европы. Мы знаем примеры богатейших нефтедобывающих государств Ближнего Востока, но у Сингапура отродясь не было никаких природных ресурсов. Мы вдохновляемся китайской моделью, но в Китае большинство населения живет значительно беднее. Мы восхищаемся развитием Японии и Южной Кореи, но обе эти страны с точки зрения политики — скорее западные государства, чем восточные.

В чем же секрет Сингапура?

На мой взгляд, это единственное государство в мире, которому удалось взять самое ценное от западной экономической и правовой культуры и привить эти заимствованные достижения на типично азиатской политической почве. Умело используя западные правовые и институциональные политические модели, сингапурское правительство считает демократию западного образца одной из главных угроз стабильному развитию страны. Нужно особо отметить, что сингапурская экономика — это преимущественно государственная экономика. Государство доминирует во всех сферах жизни Сингапура, при этом не теряя эффективности. Этот факт также противоречит традиционной западной парадигме.

Сингапурское государство активно вмешивается в личную жизнь своих граждан. Огромный штраф за нахождение в голом виде у себя в квартире — это не легенда, а факт. Низкая рождаемость? Одиноким сингапурцам просто перестали продавать в собственность жилье. Всё это не слишком сочетается с западными представлениями о личной свободе. Но удивительным образом работает.

Противоречия самоидентификации уже много столетий терзают и Россию, которая в политическом плане не является ни классически европейским, ни азиатским государством. Разумеется, мы не можем и не должны копировать сингапурскую модель развития в чистом виде, но у нас есть все основания, чтобы присмотреться к ней внимательнее. Тем более что Сингапур уже успешно решил многие социальные и экономические проблемы, которые сегодня стоят и перед нашей страной.

Автор — вице-президент «Деловой России»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир