Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в храме в Белгородской области из-за падения дрона ВСУ
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требования к ввозу домашних животных из России в ЕС
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Петербурге ликвидировали открытое горение в цехе с полиэтиленом
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Общество
Синоптики пообещали москвичам ясную и теплую погоду без осадков 19 мая

Дефицит культуры

Политолог Кирилл Коктыш — о том, что стоит за демаршем США в отношении ЮНЕСКО
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Любому политику жизненно важны успехи: легитимность власти, а значит, гарантия устойчивости его позиций. Особенно они важны, если этот политик — Дональд Трамп, чья легитимность с момента избрания яростно оспаривается его противниками с применением всех дозволенных и недозволенных средств.

В такой ситуации постоянная демонстрация наличия успехов означает сохранение лояльности его электората, а вместе с ней — и шансов на победу. Внешняя и внутренняя политика — это всегда сообщающиеся сосуды, и невозможность внутриполитических успехов довольно часто может быть компенсирована успехами внешнеполитическими. Правда, яркие внешнеполитические результаты, как правило, достигаются односторонними уступками и сдачей своей позиции, что в свою короткую бытность президентом СССР весьма ярко продемонстрировал Михаил Горбачев.

Впрочем, он, похоже, и на самом деле верил, что создает новые ценности и таким несистемным образом снимает системные противоречия. Но Трамп отнюдь не Горбачев, он вовсе не очарован образом другого мира, напротив, он искренне исходит из идеи безусловного превосходства и исключительности США. При этом он не умеет и не готов проигрывать. Тем не менее он сегодня нуждается в ярких, «продаваемых» американской публике результатах ничуть не меньше, чем когда-то Михаил Сергеевич.

И в силу этого логика действий в обстоятельствах ограниченных конгрессом возможностей оказывается весьма схожей — правда, в силу стилистической разницы она приобретает характер не односторонней сдачи позиций, а битья посуды. США, ничтоже сумняшеся, выходят из одного за другим критически важных международных соглашений — это и соглашение о климате, и соглашения в области безопасности. Возможно, в этом списке окажется и соглашение по Ирану. И, в отличие от позднесоветского периода, бенефициара, который бы от этого выигрывал, нет. Проигрывают в результате все.

Теперь США объявили о выходе из ЮНЕСКО — с 31 декабря следующего года. Декларированная причина демарша в виде обвинения ЮНЕСКО в предвзятости в отношении Израиля при всей своей серьезности всё же стала для Трампа не более чем поводом: для него были и остаются единственно критичными именно внутриполитические резоны. В частности, ему сейчас совершенно необходимо продемонстрировать своему избирателю, что недавно провозглашенная им реформа ООН, за которую проголосовало почти 130 стран, на поверку оказалась не пустышкой, как многие его внутриполитические обещания, а имеет шансы воплотиться в реальность.

А в этом деле сохранение динамики куда важнее результата: последний будет (или нет) завтра, а динамику можно «продать» уже сегодня. В силу этого всё превращается в привычную комбинацию, когда наказывают невиновных, а награждают непричастных. Громогласная реформа ООН, которая по здравому размышлению могла бы иметь смысл, — ООН и в самом деле обросла огромным количеством вполне паразитических организаций, траты которых не мешало бы подвергнуть ревизии, — на деле обернется ударом по наименее коррумпированной и вполне дееспособной ЮНЕСКО.

Понятно, что, действуя таким образом, Трамп исходил из принципа минимальных потерь и руководствовался символами, понятными простому американцу: в конце концов, на территории США с их пока недолгой историей вовсе не так уж много памятников истории, которые стоит охранять. Да и те, что были, начали ощутимо шататься после недавнего «памятникопада» героев американской гражданской войны.

Однако закон неизбежных последствий никто не отменял. В результате проигрывают все: культура в целом становится менее защищенной, а значит, и менее значимой. А вместе с ней куда менее защищенным становится и весь мир. Ведь культура — это то тонкое измерение, которое позволяет обнаруживать точки соприкосновения для непримиримых противоречий и находить сложные решения для сложных проблем.

Дефицит же культуры оставляет в арсенале только простые решения. Последние куда более прямолинейны и уж слишком часто сводятся к логике игры с нулевой суммой, когда тактический выигрыш одного сегодня может означать стратегический проигрыш всех завтра. В том числе — и сиюминутного победителя.

Автор — доцент МГИМО, член Совета и ответственный секретарь Ассоциации политических экспертов и консультантов 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир