Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ООН может признать Палестину государством без ее вступления в организацию
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Общество
Арестованному во Владивостоке американцу грозит до пяти лет лишения свободы
Мир
Си Цзиньпин подчеркнул недопустимость повторения истории с ударом НАТО по Белграду
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Мир
Фанаты Билли Айлиш раскритиковали стоимость билетов на концерты
Мир
ЦАХАЛ подтвердила взятие под контроль КПП на границе Рафаха с Египтом
Мир
Обвинение потребовало по 27 лет тюрьмы виновным в аварии на фуникулере в Турции
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Общество
Мартынова в последнем слове просила суд не разлучать ее с дочерью
Мир
Антонов назвал учения ядерных сил вынужденным ответом на риторику Запада
Мир
В Киргизии волонтеры «Бессмертного полка» взошли на пик имени Путина
Мир
Писавший письмо Путину школьник из Австрии пожелал ему здоровья
Мир
В Босфоре приостановили движение судов из-за севшего на мель сухогруза
Общество
В Москве в ночь на 7 мая выпал снег
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федерация автовладельцев России (ФАР) 3 июля сообщила, что на 76% АЗС страны покупателям не доливают топливо. Специалисты объясняют возникшую проблему тем, что оптовая цена на бензин сейчас остается выше розничной, и если заправки хотят выжить, им приходится выкручиваться, хотя такие методы и нарушают закон. Как автомобилисту уберечься от недобросовестных игроков на рынке, куда жаловаться и что думают о ситуации политики и эксперты — в материале портала iz.ru.

Что произошло

ФАР проверила три десятка заправок в 13 регионах на предмет недолива бензина марок Аи-92 и Аи-95. Специалисты в качестве тайных покупателей побывали на АЗС различных сетей.

Оказалось, что топливо «жалеют» на 76% заправок. Причем недолив (расхождение в более чем 1% между оплаченным и фактически полученным бензином) выявили на 100% мелких и частных АЗС.

В среднем же получилось, что не доливают 5,05% бензина. «А значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр», — говорится в сообщении ФАР.

Организация привела два примера. Так, на АЗС в Краснодарском крае продавали Аи-95 по 44,70 рубля за литр. При этом 19,03% от купленного топлива в бак не залили. Получается, что фактически автомобилист приобрел топливо по цене 55,21 рубля за литр.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

А на одной из заправок в Московской области обнаружили не только недолив бензина в 12,8% (при цене 39,90 рубля за литр), но и несоответствие его качества Техническому регламенту Таможенного союза.

Во время исследования специалисты Федерации автовладельцев отбирали топливо в специально оборудованный автомобиль. «Далее по методике определялось количество фактически приобретенного топлива. Выборочно проводился отбор топлива для проверки качества в лабораторных условиях», — отметили в организации.

ФАР взялась за проверку из-за участившихся жалоб автовладельцев и в связи с тем, что до сих пор нет аттестованной методики определения фактически залитого в бак топлива. Федерация автовладельцев России предложила это делать в режиме «тайного покупателя». Однако пока метод не будет аттестован, организация не может раскрыть все детали.

Почему покупателей обманывают

В ФАР заявили, что в основе проблемы лежат экономические причины. «Если оптовая цена выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», — добавили в организации.

В Независимом топливном союзе (НТС) придерживаются такого же мнения по поводу причин ситуации с недоливом. Пресс-секретарь ассоциации Сергей Бойко рассказал порталу iz.ru, что сейчас независимые АЗС и заправки вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКи занимаются добычей, переработкой, продажей) находятся в одной рыночной ситуации.

«Потому что у нас розничные цены зафиксированы по договоренности с правительством, а оптовые цены растут, то есть разница между оптовым приобретением и продажей в розницу невелика либо даже минусовая. То есть все несут убытки», — отметил он.

Однако ВИНКи еще могут как-то выживать, поскольку у них есть другие источники роста прибыли — они могут продавать и оптом, и в розницу и дотировать убыточные АЗС, добавил собеседник портала.

А вот независимым заправкам приводится совсем тяжко. «Запаса прочности у большинства из них осталось на 1–2 месяца в этой ситуации. Мы внимание правительства на это обращали, но, к сожалению, они не замечают. Зато замечают, что отдельные АЗС пытаются выжить за счет недолива, возможно за счет снижения качества бензина и дизельного топлива. (…) Выживает, кто как может», — подчеркнул он.

Кто виноват

То, что случаи с недоливом действительно происходят, подтвердили и в Российском топливном союзе (РТС). Однако там отказались считать выявленные ФАР факты тенденцией «сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов».

«Это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза. Владелец автозаправочной станции не заинтересован в том, чтобы автовладельцу не доливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают», — сказал первый вице-президент РТС Олег Ашихмин.

Фото: РИА Новости/Алексей Сазонов

В Независимом топливном союзе также указали на человеческий фактор. «Работник может иметь интерес подзаработать неправомерным путем. Чтобы это контролировать, проводятся регулярные проверки. Это вопрос организации работы и бизнеса», — констатировал Сергей Бойко.

Представитель РТС полагает, что после исследования ФАР владельцы заправок особо озаботятся фактами кражи. «Думаю, что эта система искоренима. Просто уже давно никто на это не обращал внимания», — сказал Ашихмин.

Как раскрыть обман и что делать

По словам эксперта, каждый автовладелец может проводить собственные проверки на любимой АЗС. «Если вы приедете на эту станцию с канистрочкой бензина и зальете в нее, то вы увидите, доливают вам или нет. Это хищение, которое труднонаказуемо. И этим должна заниматься полиция. Но в таком случае надо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили ТРК на подачу, чтобы обозначить тот момент, что вы видите, что вам не доливают. И не бояться обращаться к руководству компании», — отметил Ашихмин.

Господин Бойко из Независимого топливного союза обратил внимание, что можно попросить помощи у общественных организаций, в частности у той же Федерации автовладельцев. Там сориентируют и по поводу проверки качества топлива и по поводу недолива.

По словам пресс-секретаря НТС, других способов обмануть клиента, кроме как «чуть-чуть не долить либо предложить более низкокачественный бензин», не существует.

В российском объединении «Автоюрист» проконсультировали портал iz.ru по поводу того, как доказать обман. Там посоветовали «при факте обнаружения недолива» снять на видеокамеру момент заправки — это ключевое доказательство. Затем нужно подойти к кассиру или к другому сотруднику и объяснить ситуацию.

«Говорите: «Доливайте, потому что я заплатил деньги, либо вычтите сумму, отдайте остаток моих денежных средств, которые вы должны». В случае отказа уже подаете в суд», — заявили в компании.

Фото: ТАСС/Интерпресс/Тарасенков Александр

Юрист Дмитрий Славнов, с которым пообщалась НСН, рекомендовал написать заявление начальнику автозаправочной станции, в котором отразить обстоятельства, рассказать об объеме недолива и указать дату заправки. И надо приложить при этом чек. В случае бездействия можно подавать в суд.

Эксперт предупредил, что объем недолива зависит от количества приобретенного топлива — чем больше купили, тем меньше процент недолива. Этот феномен он объяснил технологией работы автозаправочного насоса.

Собеседник портала в «Автоюристе» тоже рассказал, что, по его опыту, «когда заливаешь полный бак, только тогда всё честно, а когда просишь определенное количество, например, 75 л, то заливают порядка 70».

Как отметил Бойко из Независимого топливного союза, некая доля недолива допустима из-за того, что во время заправки топливо испаряется, но она не должна превышать 1%.

Как борются с проблемой

НТС, который объединяет независимых владельцев АЗС, несколько недель назад разослал своим участникам письмо, призвав их проверить оборудование на станциях и проконтролировать качество топлива.

«Задача таких ассоциаций заключается в том числе и в том, чтобы поддерживать определенное качество бензина и дизельного топлива, качество услуг», — указал пресс-секретарь объединения.

После публикации результатов проведенной ФАР проверки Роскачество объявило, что вместе с Росстандартом этим летом исследует автомобильное топливо. 

«Исследование пройдет по нескольким направлениям: на фальсификацию, соответствие бензина заявленному октановому числу, то есть мимикрия под более дорогой бензин, наличие присадок, качественные характеристики топлива, а также недолив», — говорится в сообщении.

Всего специалисты изучат более 30 параметров. Они также узнают, верны ли утверждения экспертов отрасли о том, что основными источниками фальсифицированного топлива являются организации, отгружающие его в розницу — якобы они смешивают разные партии и доводят характеристики топлива до более высоких показателей с помощью присадок.

Также «на профессионализм и оснащенность» проверят лаборатории, аккредитованные на исследования бензина.

В пресс-службе Росстандарта «Интерфаксу» сообщили, что пути решения проблемы недолива топлива на АЗС обсудят на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

А председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный тем временем предложил оснастить автозаправочные станции системой удаленного доступа для контроля качества и количества бензина, передает «РИА Новости».

Сенатор Алексей Майоров со своей стороны считает правильным привлекать обманывающих автомобилистов сотрудников бензоколонок или хозяев АЗС к административной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности.

Ранее среди способов борьбы с недобросовестными игроками рынка предлагалось присваивать заправкам звезды, по аналогии с гостиницами. Проект национального стандарта уже подготовили, но пока не утвердили.

 

Прямой эфир