Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В КСИР сообщили об установлении точного местоположения вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Общество
В суд поступила жалоба на продление ареста фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Мир
Захарова заявила о готовности РФ оказать помощь по поиску вертолета с Раиси
Мир
Премьер-министр Финляндии Орпо допустил частичное открытие границы с РФ
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Алиев предложил Ирану помощь в связи с жесткой посадкой вертолета Раиси
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Происшествия
Cadillac насмерть сбил пенсионерку в центре Москвы
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Стройные квадраты венесуэльских нацгвардейцев выстроены на проспекте Боливара в Каракасе — перед трибуной, с которой президент Николас Мадуро произносит речь. Выступление транслируется в прямом эфире: оно приурочено к 81-й годовщине создания Национальной гвардии страны. Венесуэльская экономика переживает не лучшие времена, и президент, как ожидается, попробует ободрить сограждан и рассказать о пути, которым страна должна выйти из кризиса.

Кадр с видеотрансляции речи Мадуро, во время которой произошел инцидент

Фото: REUTERS/Carlos Barria

Однако на середине фразы Мадуро замолкает и пристально смотрит вверх. Стоящие рядом с ним офицеры также поднимают глаза к небу, и после этого план трансляции меняется — включается камера общего вида. Видно торжественное построение, которое внезапно ломается: солдаты, ближе всех стоящие к трибуне, начинают разбегаться. Кто-то в студии наконец приходит в себя, и прямой эфир с празднования годовщины Нацгвардии сменяется музыкальной заставкой.

И почти сразу — экстренные новости: на президента страны совершено покушение.

Покушение эпохи киберпанка

Парады и торжественные мероприятия — излюбленное место действия заговорщиков, решивших устранить лидера страны. Президентов и премьеров на парадах и торжествах расстреливали, взрывали, закалывали. Но венесуэльское покушение — первое в своем роде: как рассказал министр информации Хорхе Родригес, заговорщики использовали дроны, нагруженные взрывчаткой.

Охрана эвакуирует президента Венесуэлы

Фото: Global Look Press/ZUMA/Xinhua

Пока неизвестно, кто первый заподозрил неладное при виде безобидных на первый взгляд беспилотников. Но, похоже, именно ему Мадуро и несколько человек из высшего руководства Венесуэлы обязаны жизнью. По последним данным, в результате теракта ранены семь человек.

Возможно, один из дронов взорвался слишком рано и не там, где планировалось: по соцсетям расходятся фотографии горящего здания на проспекте Боливара недалеко от места выступления президента. Языки огня вырываются из окон квартиры на нижнем этаже — не исключено, что туда влетел беспилотник со взрывчаткой. На месте происшествия работают пожарные.

Трамп, помоги!

Оппозиция сразу же обвинила правительство в «охоте на ведьм»: якобы официальный Каракас сам организовал ложное покушение, чтобы получить повод для преследования недовольных. Американское издание Tampa Bay, впрочем, со ссылкой на неких анонимных чиновников пожарного управления Каракаса предлагает свою версию: на самом деле в одной из квартир взорвался газовый баллон. Эти сведения не отменяют ни одной из версий: если покушение действительно было, то заговорщики вполне могли организовать взрыв, чтобы отвлечь внимание, либо это было случайное совпадение.

Ответственность за покушение взяла на себя группа «Национальное движение солдат в футболках»

Фото: REUTERS/Marco Bello

Однако почти сразу объявились исполнители покушения: малоизвестная группа «Национальное движение солдат в футболках» (как утверждают сами заговорщики, она была создана еще в 2014 году, чтобы объединить всех недовольных правящим режимом) заявила, что это она организовала атаку. Дронов было два, они действительно были нагружены взрывчаткой, которая должна была сдетонировать рядом с Мадуро. Покушение сорвалось — солдаты охраны сбили оба беспилотника из снайперских винтовок. «Первая попытка была неудачной, но мы продолжим. Ликвидация Мадуро — это дело времени», — говорится в сообщении «солдат».

И только после этого появилась официальная реакция. Власти Венесуэлы обвинили в покушении правую оппозицию. В официальном обращении к сенату через три с половиной часа после инцидента Мадуро заявил: «Это была попытка убить меня, они пытались меня уничтожить». По словам президента, полиция уже задержала первых подозреваемых, следы ведут к ультраправым группировкам, действующим в тесном контакте со спецслужбами соседней Колумбии. Более того, Мадуро прямо возложил ответственность за произошедшее на колумбийского президента Хуана Мануэля Сантоса.

Позже в обращении к нации венесуэльский лидер подтвердил: Каракас уверен, что за произошедшим стоят Богота и Майами — то есть латиноамериканские правые оппозиционеры, живущие во Флориде под покровительством властей США. Они, по словам Мадуро, финансировали покушение. «Я надеюсь, что президент Дональд Трамп захочет покончить с этими террористическими группами», — отметил руководитель Венесуэлы. И добавил, что никто из заговорщиков не уйдет от расплаты — «неважно, кто эти люди». В этом высказывании ряд экспертов увидел намек на репрессии против оппозиции и возможные чистки в государственном аппарате с устранением нелояльных чиновников.

Тропою Переса

Это не первое покушение на высшее руководство страны в новейшей истории Венесуэлы. В июне прошлого года бывший полицейский Оскар Перес и его сообщники угнали вертолет и атаковали правительственные сооружения в Каракасе. Они выпустили 15 снарядов по зданию МВД и сбросили четыре гранаты на здание Верховного суда, где в тот момент как раз шло заседание. Тогда оппозиция тоже заявила, что это инсценировка, но вскоре террорист вышел на связь. По словам Переса, он надеялся, что после его атаки венесуэльский народ восстанет и сбросит ненавистный режим Мадуро.

Перес и сообщники сбросили четыре гранаты на здание Верховного суда

Фото: Global Look Press

После провала покушения Перес не опустил рук: он сколотил отряд боевиков, которые в декабре 2017-го напали на военные казармы, связали солдат, изорвали портреты Мадуро и похитили оружие. После этого Перес призвал к народному восстанию. Момент, казалось, был выбран исключительно удачно: градус недовольства в обществе был силен как никогда, тысячи людей выходили на улицы с антиправительственными лозунгами, дрались с полицией, грабили магазины.

Но за Пересом тогда так никто и не пошел. Бывший полицейский начал планировать новую атаку, но месяц спустя венесуэльские спецслужбы вышли на его след. В ходе операции Перес погиб, его товарищи сдались.

Пример бывшего полицейского вполне мог вдохновить на силовые акции других оппозиционеров, тем более что почва для недовольства в обществе есть — и с учетом нынешнего кризиса в венесуэльской экономике вряд ли в ближайшее время исчезнет.

Революция туалетной бумаги

Когда в 2013 году после смерти Уго Чавеса новым президентом стал его верный соратник Николас Мадуро, иллюзий не питал никто, даже лоялисты. Страна стояла на пороге кризиса. До поры до времени лишь высокие цены на нефть — основной продукт венесуэльского экспорта — да пламенные речи харизматичного Чавеса удерживали общество от социального взрыва. Но Мадуро — не Чавес: то, что венесуэльцы готовы были простить неистовому команданте, они не собирались спускать его преемнику.

Николас Мадуро попытался решить экономические проблемы, введя 30-процентный потолок на прибыль для частных компаний. В результате с полок исчезли масло, сахар и туалетная бумага. Официальный Каракас объяснил это саботажем частных предпринимателей, которые нарочно придерживают товары, чтобы вызвать общественное недовольство, и наживаются на общенародной беде, задирая цены в десятки раз. Правительство начало масштабную кампанию национализации. Неизвестно, к чему бы это привело, но в 2014 году рухнули цены на нефть. Венесуэльская экономика оказалась на грани краха. Ситуацию еще больше усугубила засуха 2016 года, из-за которой резко сократилась выработка электроэнергии на ГЭС. Многие предприятия встали.

Протесты в Каракасе, 2014 год

Фото: Global Look Press/ZUMA/Juan Manuel Hernandez

В 2014–2015 годах одна за другой проходили массовые демонстрации, организованные как оппозицией, так и лоялистами, погибли десятки человек с обеих сторон, сотни были арестованы. В декабре 2015-го оппозиция выиграла выборы в парламент и начала процесс импичмента президента. Мадуро, однако, поддержал Верховный суд страны. Политический кризис в стране, таким образом, тянется годами — как утверждает правительство, из-за того, что оппозиционеров поддерживает Вашингтон. Мадуро даже как-то сравнил венесуэльские протесты с майданом на Украине.

В мае 2018 года в стране прошли президентские выборы. Оппозиция их бойкотировала, так что победу ожидаемо одержал Николас Мадуро. Россия, Куба и КНР поздравили Мадуро с победой. США и часть стран Латинской Америки результаты голосования не признали. Среди тех, кто решительно осудил «подтасованные выборы», были и власти соседней Колумбии — той самой, которую Каракас обвиняет в причастности к нынешнему покушению.

Крестили внучку, запустили два дрона

Отношения между Колумбией и Венесуэлой не были безоблачными даже тогда, когда и Богота, и Каракас были американскими союзниками. В 1980-х страны оказались на грани войны из-за территориального спора. Позже страсти утихли, и венесуэльский президент Кальдера даже разрешил колумбийским войскам заходить на территорию своей страны, если они преследуют левых повстанцев из FARC и ELN.

Военные на улицах Каракаса

Фото: REUTERS

После прихода к власти в 1999 году Уго Чавеса всё изменилось. Венесуэла избрала социалистический курс, Колумбия же осталась вернейшим союзником США в регионе. Противостояние между странами приобрело уже идеологическую окраску. Венесуэльцы отказывались выдавать колумбийцам левых партизан, которые уходили на их территорию, те, в свою очередь, давали убежище всем оппозиционерам — в том числе одному из организаторов неудавшегося переворота 2002 года Педро Кармоне. По сути, между Венесуэлой и Колумбией уже почти два десятилетия идет необъявленная война, в которой обе стороны используют вооруженные группировки, действующие на вражеской территории: венесуэльцы — левых партизан, колумбийцы — ультраправых боевиков.

После прихода к власти Николаса Мадуро отношения обострились еще больше. Колумбийский президент Сантос демонстративно принял в своем дворце лидера венесуэльской оппозиции Энрике Каприлеса, проигравшего выборы Мадуро в 2013 году. При этом самого венесуэльского лидера Сантос критикует при каждой возможности.

К нынешнему покушению, как уверяют колумбийские власти, Сантос не причастен. «Это просто абсурд! — заявил Reuters высокопоставленный чиновник в Боготе. — Президент отмечал в субботу крестины своей внучки. Он даже думать не может ни о чем другом, и последнее, что могло бы прийти ему в голову сейчас, — свергать иностранные правительства».

Алиби, конечно, так себе, но звучит по крайней мере красиво. Главный вопрос сейчас в том, какие доказательства есть или появятся в ближайшее время у венесуэльских спецслужб.

 

Прямой эфир