Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
WSJ признала отсталость войск НАТО
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Общество
Песков заявил о создании Россией санитарной зоны для защиты городов от ударов ВСУ
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
Москва отслеживает ситуацию с ядерными испытаниями США в Неваде
Мир
Лавров начал переговоры с главой МИД КНР Ван И в рамках СМИД ШОС
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Экономика
Названы отрасли РФ с самой большой налоговой нагрузкой
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Армия
В Кремле прокомментировал сроки проведения учений с нестратегическим ЯО
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Армия
УФСБ России по ДНР перехватило 215 беспилотников ВСУ за прошедшую неделю

Киберзащита от киберугроз

Кто и как защищает наши финансовые данные?
0
Фото: Getty Images/Thomas Trutschel Contributor
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Практически каждый день мы регистрируемся на каком-то новом сайте, вводим пароли, заводим аккаунты, оставляем многочисленные цифровые следы, даже не замечая этого. Мы не владеем миллионами, не храним секретную информацию, но именно мы и наши небольшие доходы — главная добыча хакера. За прошедший год в России совершено кибератак на сумму 2,96 млрд руб­лей, сообщают в компании Group-IB, специализирующейся на кибербезопасности.

В банк на троянском коне

На сегодняшний день, по данным Group-IB, в результате кибератак ежемесячно теряют деньги 1–2 банка, средний ущерб подобных хищений составляет до $2 млн. Хакеры атакуют не только публичные сайты банков. По оценкам Group-IB, количество целенаправленных атак на банки с целью хищения через международную межбанковскую систему передачи информации и платежей SWIFT за последний год увеличилось в три раза.

Атаки на серверы финансовых организаций происходят регулярно, одна из самых активных и агрессивных хакерских группировок, известная как Cobalt, 2–3 раза в месяц атакует банки в разных странах мира. Долгое время российским банкам удавалось избежать этой участи. Однако в конце 2017 года впервые в истории российской финансовой сферы атака Cobalt на банк через систему SWIFT оказалась успешной. В Group-IB заверили, что большую часть несанкционированных транзакций через SWIFT удается вовремя остановить и вернуть деньги пострадавшим банкам.

Угроза для финансовых организаций никогда не ослабеет. По данным экспертов компании, вредоносные программы теперь чаще стали появляться на тематических ресурсах для бухгалтеров или генеральных директоров, использующих в своей работе системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), платежные системы или криптокошельки.

Хакерские атаки, безусловно, тяжелое испытание для банков, но у них есть средства и методы противостоять им. С кражами денег со счетов клиентов все обстоит несколько сложнее, здесь не всегда спасают лишь технологии.

«Хорошей новостью для клиентов российских банков можно считать спад эпидемии мобильных троянов, — поделились в Group-IB. — Благодаря им хакеры могли похищать пароли с личных девайсов и смартфонов и взламывать банковские аккаунты. Количество ежедневных хищений снизилось почти в три раза».

Однако одновременно выросло число преступлений, совершенных с использованием web-фишинга, фейковых сайтов банков, платежных систем, телеком-операторов и интернет-магазинов известных брендов. «С помощью web-фишинга злоумышленникам уже удалось похитить 251 млн руб­лей, что на 6% больше по сравнению с показателем прошлого периода», — рассказали эксперты Group-IB.

Введите пароль

Как уже было упомянуто, банки активно включаются в цифровую гонку, предлагая пользователям новые сервисы и механизмы удаленной работы — приложения, личные кабинеты, платежные возможности. Все это призвано облегчить нашу жизнь и защитить деньги, но, как это часто бывает, может работать и наоборот, в таких случаях наивность клиента остается главным оружием вора.

«Самое слабое звено в банковской защите не банк, а человек, — подтверждает директор по информационным технологиям школы управления «Сколково» Анатолий Стояновский. — Конечно, банки пытаются обучать клиентов основам безопасности платежей, но это не всегда дает гарантированный результат. Большинство из нас продолжает писать пароли от интернет-банка на листочках бумаги, которые мы приклеиваем к монитору компьютера, верим звонкам от якобы сотрудников банка и сообщаем им пин-коды от банковских карт, вводим номера карт на поддельных сайтах».

Существует множество технологий удаленной идентификации пользователя, и они совершенствуются каждый год, но и банки, и злоумышленники имеют практически равный доступ к ним. Это похоже на бег по кругу, но пока однозначно выигрывают банки.

Многие из нас не слишком щепетильны в отношении своей онлайн-активности. Люди, уверенные в том, что скрывать им нечего, недооценивают ущерб взлома того же аккаунта в соцсети. Когда компания публично объявляет о краже аккаунтов, можно считать, что и ваш пароль украли, нужно немедленно поменять его.

Кражи данных имеют долгоиграю­щие последствия. Сам термин несколько некорректен, ведь, по сути, злоумышленники лишь копируют данные. Вернуть украденное невозможно, да и сам факт кражи часто можно не заметить.

«Уничтожить похищенные личные данные вы вряд ли сможете: информация легко может быть скопирована ими на сотни серверов по всему миру, скрыта в даркнете, и найти эти копии сложнее, чем иголку в стоге сена. Стог сена хотя бы понятно где стоит, а вот информация мгновенно растворяется в Сети, — рассказывает Анатолий Стояновский. — Бывает и так, что злоумышленник готов продать вам за определенную сумму свое обещание не публиковать эти данные. Тот, кто соглашается, полагается на честность вора».

Тотальный контроль

И в России, и в мире спектр законов, касающихся киберпреступлений, довольно широк, но не охватывает всех реалий и потому наверняка будет дорабатываться в будущем.

В Европе буквально несколько месяцев назад появился закон GDPR, который достаточно детально прописывает правила работы. В частности, благодаря ему теперь владелец сервиса обязан давать пользователю доступ к тем данным о нем, которые хранит и использует компания, а также сообщать регуляторам о фактах взлома.

Большинство онлайн-сервисов уже сейчас на основе личных данных и отслеживания активности пользователей выстраивает индивидуальные схемы работы с клиентами. В недалеком будущем эти схемы станут более сложными и персонализированными, а контекстная реклама начнет действительно угадывать наши потребности. Ждет ли нас тотальный контроль?

«Да, ждет, — уверен Анатолий Стояновский. — Нам это может не нравиться, но нет никаких сдерживающих факторов того, что каждое государство в мире начнет оцифровывать и конт­ролировать данные о каждом своем жителе. Однозначно ответить, хорошо это или плохо, невозможно, любые данные можно обернуть как во вред, так и во благо».

«Умные» вещи – опасные вещи?

Под угрозой взлома может оказаться не только ноутбук или смартфон, но любой «умный» гаджет. По сути, это компьютер иной формы, и в нем может быть дыра в безопасности, не замеченная инженерами. Случайно попавший вирус может включить микрофон и куда-то отправлять данные без ведома владельца.

«Серьезные опасения вызывает ситуация с кибербезопасностью в индустрии интернета вещей, — продолжает IT-директор школы управления «Сколково». — Крупные и публичные сетевые сервисы вроде Facebook или «ВКонтакте» обычно разрабатывают достаточно квалифицированные команды. За серверами банков присматривают хорошо оснащенные службы эксплуатации. А вот за миллиардами дешевых домашних видеокамер, «умных» телевизоров и кофеварок, датчиков движения, элект­ронных градусников, Wi-Fi-роутеров мы с вами не следим почти никак. А ведь это те же компьютеры, контроль над которыми легко захватывают хакеры и используют их в своих целях».

Многие приложения на смартфоне отслеживают ваши перемещения и разговоры, даже когда ими не пользуются. «И добросовестные операторы сбора персональных данных иногда не в силах устоять перед соблазном продать эти данные не столь щепетильным покупателям, — предупреждает Анатолий Стоя­новский. — Делается это через цепочку посредников, и вы никогда не узнаете о том, на кого теперь работают оцифрованные данные о ваших действиях».

Спасение утопающих

Мы, пользователи, вынуждены доверять площадкам, на которых размещаем свои данные. Не оставлять «цифровых следов» для обычного пользователя — задача невыполнимая, однако, соблюдая ряд правил «цифровой гигиены», как минимум можно постараться стать сложной добычей для мошенников.

В первую очередь эксперты советуют всегда использовать отдельные пароли для критичных сервисов, таких как банковские аккаунты и социальные сети. Простой и логичный совет, которому, к сожалению, не все следуют, используя одно и то же кодовое слово для Facebook, электронной почты и банковского аккаунта.

Заклеивать камеры своих девайсов — тоже нелишнее. «В силу разных причин производители ноутбуков не могут гарантировать, чтобы при передаче данных с камеры загоралась хотя бы лампочка рядом, чтобы процесс передачи данных был заметен», — сетует Анатолий Стояновский.

Group-IB обращает также внимание на безопасность соединения. Не стоит проводить оплату банковской картой на сайтах без сертификата https, который используется для шифрования передаваемых данных и предотвращает их перехват третьими лицами. Наличие сертификата в адресной строке сайта существенно снижает риск мошенничества.

Ну и, конечно, никому не говорить свои пароли, пин-коды и кодовые слова.

Прямой эфир