Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в храме в Белгородской области из-за падения дрона ВСУ
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требования к ввозу домашних животных из России в ЕС
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Петербурге ликвидировали открытое горение в цехе с полиэтиленом
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Общество
Синоптики пообещали москвичам ясную и теплую погоду без осадков 19 мая

Драмтеатр имени Порошенко

Политолог Кирилл Коктыш — о причинах введения военного положения на Украине и запрете на въезд россиян в страну
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нынешний электоральный цикл на Украине, похоже, будет проходить в военных декорациях. Президент Порошенко вновь стремится войти в ту же реку, что и пять лет назад, победив на выборах в качестве «спасителя родины от внешнего агрессора». По закону жанра декорации в этот раз более серьезные, нежели в 2014 году: чтобы никто не сомневался в наличии и «агрессора», и его коварных планов, в стране даже введено военное положение. Это очень удобный формат: кроме наглядной демонстрации избирателю серьезности положения дел, он позволяет эффективно, убедительно, а главное — законно приструнить ретивых оппонентов, чей рейтинг уже сейчас существенно превышает президентский, и придержать их в судьбоносном электоральном забеге.

Правда, с введением этого формата законы жанра были фатально нарушены. Еще великий Станиславский говорил, что как минимум три вещи в этом мире надо делать быстро — занимать деньги, признаваться в любви и прощаться. Как показывает практика, теперь этот список можно успешно расширить. Уже ночью после событий в Керченском проливе украинцам было со всей серьезностью объявлено по телевизору о введении военного положения.

Не вызывает сомнений: если бы Порошенко провел заседание Рады с утра, не дав депутатам времени на раздумья, то и военное положение было бы полноценным, и выборы уже были бы перенесены. Но начало заседания, как известно, затянулось до 16 часов, депутаты успели осмыслить вводные, и в результате Порошенко получил и частичное военное положение (в десяти приграничных областях), и сокращенный до месяца срок его действия, и выборы, которые должны состояться в срок. За происходящим, кроме Рады, внимательно наблюдали западные партнеры Киева. Похоже, они заметили произошедшую смену жанра, в силу чего отреагировали на происходящее по большому счету спокойно.

Но это вовсе не значит, что спектакль у Порошенко не получился. Обнаружив себя в положении актера, который сумел затянуть зрителя на первый акт своей электоральной постановки, он естественным образом будет стремиться усадить его и на второй, и на третий. Так, введенное военное положение даже в усеченном варианте дает неплохие возможности для агитации. Это и срочные сборы резервистов, которые пройдут по всей стране, а не только в зоне объявленного военного положения. Это и военно-полевой стиль кампании, который будет включать в себя много ярких действий украинского президента, одетого в форму ВСУ. А также — широкие возможности для ограничения деятельности СМИ и реквизиции собственности, под которую могут подпасть ресурсные базы его оппонентов.

Но основная ставка, похоже, сделана на введение полноценного военного положения, и существующие полномочия рассматриваются как инструмент для их дальнейшего расширения. Надежда будет возложена на иностранных партнеров — вероятно, штаб Порошенко полагает их более доверчивой аудиторией, нежели украинский избиратель. Поэтому и идет череда заявлений от призыва кораблей НАТО в Черное и Азовское моря до утверждений о том, что «Москва пытается получить наземный коридор из оккупированного Донбасса в оккупированный Крым, захватив Мариуполь и Бердянск». А также — требования немедленно запретить въезжать на Украину российским мужчинам 16–60 лет и прекратить строить «угрожающий Европе» «Северный поток». Пока партнеры реагируют вполне взвешенно. Так, в ответ на призыв кораблей Киев получил ответ, что членами альянса и так являются несколько черноморских стран, в силу чего НАТО уже присутствует там, куда его призывают. А бывший министр иностранных дел Германии и вовсе заявил о попытках Украины «втянуть Германию в войну с Россией».

Нельзя исключать, что для того, чтобы как-то убедить западных зрителей, а украинский народ просто поставить перед фактом, будут осуществлены и новые постановки. Которые как раз могут привести к расширению и зоны, и срока действия сегодняшнего военного положения. В любом случае пока очевидно одно: население Украины обречено стать участником этого военно-полевого электорального карнавала. Вне какой-либо зависимости от своего желания.

Автор — доцент МГИМО, политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир