Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Американский актер Дэбни Коулман скончался на 93-м году жизни
Мир
В результате столкновения судов на Дунае погибли два человека
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
В МИДе выразили соболезнования в связи со смертью посла Гондураса в РФ
Мир
Эксперт назвал попыткой развязать ядерную войну идею защиты неба Украины силами НАТО
Мир
В Словакии сообщили об отсутствии угрозы жизни Фицо после покушения
Мир
Лавров призвал Запад прекратить приносить Украину в жертву своим целям
Общество
Суд заключил под стражу подозреваемого в убийстве девочки под Ростовом
Мир
На Украине допустили риск потери крупнейшего металлокомбината из-за мобилизации
Армия
ВСУ за сутки потеряли до 680 боевиков в зоне ответственности Южной группировки
Мир
Политолог объяснил, как будет определяться дальнейшая легитимность Зеленского
Мир
Президент Грузии попросила Макрона приехать
Экономика
Россия вошла в топ-10 по темпам роста экономики в XXI веке
Мир
Хиросима и Нагасаки выразили Вашингтону протест из-за ядерного испытания в Неваде
Мир
В Австрии задержали 14-летнюю девочку по подозрению в подготовке теракта
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве гранаты в терминале по приемке фур в Одессе

Прочитать через рэп

Издатель Олег Новиков — о том, как вернуть моду на книги среди молодежи
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Если вам доводилось бывать в Европе, наверняка вы обращали внимание, что в кафе, в метро, да просто на улицах немало молодых людей с книжками. Именно с книжками, не с гаджетами — этим-то сейчас никого не удивишь. Что это, традиция или мода? И почему у нас, в самой читающей стране в мире, как когда-то писали, такое сегодня встретишь нечасто?

Во многом это еще одно следствие 1990-х, когда современную художественную литературу почти перестали читать. Жизнь тогда стала интереснее любых книг. Кроме того, радикальная смена идеологии после распада СССР затруднила выстраивание позитивных установок, связанных с чтением. В сущности, государственная система поддержки чтения просела почти на 25 лет. Как результат, в глазах современного молодого человека литература не выдерживает никакой конкуренции с информационно-развлекательным потенциалом новых медиа. Книги — это не более чем реликт ушедшей эпохи.

В известном смысле переломным стал 2015 год, объявленный Годом литературы. А также 2016-й, когда была выработана правительственная «Стратегия государственной культурной политики». Именно тогда началась активная реализация программ по поддержке чтения — книжные фестивали, реновация библиотек, расширение книжных сетей в стране. Благодаря этим мерам катастрофическое падение интереса к чтению удалось предотвратить. Например, если в 2014 году, по данным ВЦИОМ, о своей любви к чтению заявили 48% россиян, то в 2017-м — уже 60%. Хочется надеяться, что этот процент будет расти и дальше.

Но вернемся к молодежи. В том же 2017 году было проведено исследование «РосИндекса», результаты которого вроде бы внушали умеренный оптимизм. Оказалось, книги читают 74% опрошенных в возрасте 10-15 лет и 45% в возрасте 16–24 лет. Но к 25–29 годам эта цифра снизилась сразу до 30%. Из чего можно сделать неутешительный вывод — утрата привычки к чтению напрямую коррелирует с окончанием школы.

Это наблюдение подтвердилось в ходе большого исследования Stas Marketing, затронувшего более 1,5 тыс. школьников в пяти городах. Действительно, сильнейшим демотиватором чтения служат негативные коннотации, связанные у молодежи со школьной программой и учебой. Как выяснилось, 26% школьников (а в старших классах — до 40%) в целом не нравятся книги школьной программы. 23% не нравится классика XIX века, 21% — советская литература. А свой собственный круг чтения под влиянием программы формируют менее 30% учащихся.

Самое главное — опрос показал, что подростки не считают чтение модным, в отличие, например, от просмотра фильмов или прослушивания музыки. Хорошей иллюстрацией этого тезиса служит статистика публикаций в интернете: из 1,8 млрд постов в соцсетях книгам посвящены только 4,9 млн, тогда как кино — 700 млн (данные Brand Analytics за 2018 год).

Получается, чтобы привлечь молодежь к чтению, нужно сделать так, чтобы книги перестали ассоциироваться исключительно со школой. Чтение должно стать модным развлечением наравне с просмотром видеоблогов или прослушиванием музыки. Но каким же образом интегрировать чтение в топ интересов молодежи? Ответ очевиден: через тех, кто формирует их интересы.

Молодой активный потребитель медиаконтента возьмет в руки книгу и станет читателем, только если его завоевать. Вырастить. Чтобы заинтересовать молодую аудиторию, мы должны заговорить на ее языке, найти лидеров мнений этой среды и выстроить с ними интересные креативные модели взаимодействия. Например, придумать модные площадки для встреч с писателями в режиме реального времени с приглашением авторитетных именно в молодежной среде лиц — блогеров, музыкантов, актеров, художников.

Этим во всем мире занимаются специальные некоммерческие фонды. В Европе это ЕU READ — своего рода консорциум организаций по продвижению чтения, делающий акцент как раз на новых творческих идеях и проектах. В России также начали появляться подобные фонды, которые проводят творческие конкурсы, организуют видеотрансляции и встречи с участием популярных блогеров.

Недавно в Российской государственной библиотеке прошел первый в истории легендарной «Ленинки» рэп-концерт. Более 300 учеников московских школ и студентов вузов собрались в самом большом читальном зале Европы, чтобы послушать лекцию о рэпе как разновидности новой поэзии и написать сочинение о том, как хип-хоп влияет на их жизни. В роли лектора выступил один из самых известных в России рэп-исполнителей Noize MC, затем к публике вышли молодые звезды жанра GONE.Fludd и Flipper Floyd.

Подобные инициативы — не просто какая-то социальная нагрузка для книгоиздателей или экспансия книжной отрасли на новый рынок. Такие меры жизненно необходимы в наших реалиях, ведь совсем скоро проявят себя последствия «демографической ямы». Сегодня, согласно данным Росстата, аудитория в возрасте 10–19 лет составляет 15 млн человек, а активных читателей среди них около 7 млн. Мы должны сделать так, чтобы через 10–15 лет, когда они перейдут в следующую возрастную группу, книга осталась в их жизни. А им на смену пришло новое поколение читателей.

Об авторе — издатель, заслуженный работник культуры РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир