На Украине готовится постановка мюзикла "Тузла", лишний раз подтверждающая: каждая трагедия становится фарсом. Автор либретто - московский телевизионщик Дмитрий Киселев, ныне ведущий новостей на украинском канале ICTV, постановщик - скандальный режиссер Андрей Жолдак, композитор - Владимир Соляник, художник - эпатажный Олег Кулик, украинец, ныне работающий в Москве. Их творение собираются показать и в Киеве, и в Москве. Главная задача авторов - ковать, пока история Тузлы горяча.
Хотя Тузла в переводе - "Соленая", мюзикл будет сиропно-тягучим. Его сюжет, прописанный Киселевым, называют "трагической любовной историей, выдержанной в классических канонах". Молодой русский - экскаваторщик энергично роет землю, чтобы по российской дамбе приблизиться к прекрасной островитянке-тузлянке. Авторы, технических проблем не ведающие, заставили парня раскапывать море, вместо того чтобы насыпать дамбу, но ему все равно удается приблизиться к острову.
До границы остается пара метров, островитянка уже видит в бинокль не только экскаватор, но и своего кавалера. Бинокль ей, кстати, подарил влюбленный в нее командир украинского пограничного гарнизона. В реальности он, Геннадий Прилипко, в островитянок не влюблялся: их средний возраст - в районе 60 лет.
Русский экскаваторщик, уставший копать море и выяснивший, что оно ему по колено (глубина воды возле Тузлы - 40 сантиметров), в свете утреннего солнца пешком движется к своей любимой. Та, не знающая, что возле острова мелко, принимает работягу за Христа, явившегося в белом венчике из роз, и исполняет "арию романтического ожидания". Ее затягивает и экскаваторщик, чуть не в присядку идущий в любовном танце.
Но к вечеру любовь перерастает в "классическую трагедию", патриотка-островитянка вспоминает о долге и "аллегорически убивает" чуждого ей россиянина. Тот успевает спеть предсмертную арию и получить ответ островитянки: "Ты смог взять меня, но не Тузлу". Пограничники в это время, видимо, исполняют "половецкие пляски" с автоматами.
Им вторит хор прессы, сделанный на греческий манер. Он поет, как украинский президент Кучма спешно вылетает на Тузлу, а премьер Янукович - в Москву, к коллеге Касьянову. От этого ора в Киеве оживает скульптура Родина-мать. И так, нацеленная мечом на Москву, она начинает им размахивать.
Российский телевизионщик Дмитрий Киселев, задумавший этот проект, выступил в нем как самый главный украинец. Говорит, что его творческий коллектив не только Тузлу - горы свернет: Владимир Соляник - известный джазовый композитор, Олег Кулик - художник, успевший шокировать Москву и мир, Андрей Жолдак - режиссер, называемый "театральным продюсером, которому нет равных", и виртуозно умеющий добывать деньги. Эта задача, похоже, стоит перед ним и теперь.
Жолдак - главный режиссер Харьковского театра украинской драмы им. Шевченко. Он раньше специализировался на "нестандартных прочтениях" классики и, как выразились украинские критики, поставил ей "гинекологический диагноз". Он уже переработал "Чайку", "Трех сестер", "Отелло", "Швейка", "Кармен" и "Один день Ивана Денисовича". В его "Не боюсь серого волка" по Эдварду Олби играли лучшие украинские актеры - Ада Роговцева и Богдан Ступка, бывший министр культуры Украины.
Жолдак сразу сказал: "Главное - острая форма. Мы собираемся конкурировать с лучшими европейскими труппами. Надо удивлять". Его спектакли "бросают вызов всем и показывают, как может развиваться театр и должны играть актеры".
По словам Киселева и Жолдака, их мюзикл сделан на потребу дня. Он - первый политический со времен бывшего Союза. "Раз это серьезный кризис, значит, должно быть его музыкальное осмысление". Но кризис не настолько велик, чтоб его рассматривать с большого расстояния. Скоротечной проблеме посвящается такой же мюзикл.
Киселев абсолютно серьезно рассуждает о нравственном долге мюзикла: мол, патриотизм превыше всего. Кисилев специально осваивал украинскую Москву, чтоб глубже патриотизмом проникнуться. Дмитрий уверен, что его мюзикл сделала пресса, почуявшая приближение войны и поднявшая "цунами" возле Тузлы: "Телеканалы заведомо исходили из того, что граница будет нарушена".
А еще "очень своевременный мюзикл" - о незрелой демократии, "экологическом проекте России" и "мнительности" Украины. Арии Кучмы, Путина и Касьянова пока не выписаны, но, видимо, без них не обойтись - страна должна знать своих героев по голосам.