Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Бог и селедка

Мы встретились с Генисом (отцом новой русской околокулинарной книги) случайно на Манхэттене, на писательской эмигрантской тусовке. Договорились сходить в ресторан, а куда ж идти с автором-гурманом? И вот мы сидим в довольно пафосном итальянском заведении и по русской привычке озираемся: кто тут, с кем, не сидят ли вблизи бандиты, проститутки или просто знакомые. Нет никого. Ну, значит, можно расслабиться и спокойно поговорить за жизнь.
0
© Фото Нины Аловерт.1980. Сергея Довлатова (справа) Александр Генис считал своим учителем. Петра Вайля (слева) — другом и соавтором
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Начали с женщин. Нормальная тема для инженеров человеческих душ.

- Я заметил, - сообщил Генис, - что женщины в России сделали лучшую карьеру, чем мужчины. Во всяком случае, в издательском мире рулят женщины. Все, чем я занимаюсь в России, идет через женщин.

- А просто мужчины в России вырождаются. Те, которые остаются, - они избалованы женщинами.

- И потом, женщины политически нейтральны, им все равно, какая власть. Им лишь бы приспособиться. А мужчина будет бороться, на кухне на власть жаловаться... Я всё жду, что кто-то напишет роман про русских женщин или сериал снимет... В 80-е годы, когда перестройка началась, все женщины были похожи на доярок, но потом они стали королевами - на моих глазах произошла революция.

- А у тебя жена русская?

- Да. Моя однокурсница. А мои родители прожили вместе 60 лет.

Романтика еды

- Вот эти ваши с Вайлем (писатель Петр Вайль, умер в 2009 году. - "Известия") и твои личные книги про еду: ты с их переизданиями после разной духовности и всякой фигни триумфально вернулся в Москву. При том, что первые их издания вышли, кажется, еще в 80-е. Что б ты ни писал, тебя считают автором книг про еду.

- К несчастью. Это как Конан Дойль открещивался от Шерлока Холмса, а читатели не дали его убить.

- А в чем причина успеха?

- В том, что эта книга - гимн русскому характеру. "Вот уехали два еврея, а без русских щей жить не могут!" Я убежден, что так оно и есть. Русская кухня льстит национальной гордости великороссов. В 80-е, когда я стал приезжать в Россию, все открывали журналы. А теперь те же люди открывают рестораны. После 70 лет унижений и голода люди хотят поесть... Когда Хрущев приехал в Париж и его там стали водить по ресторанам, он сказал, что в России рестораны не хуже - например, "Прага". Из этого французские журналисты сделали вывод, что Никита Сергеич никогда не был в настоящих ресторанах. И когда в Москве все это появилось, были шок и истерика. Я сам это испытал, попав на Запад. Я, конечно, больше думал о Мандельштаме и Пастернаке, как и положено русскому интеллигенту, но сильней всего меня поразил супермаркет. У меня выпучились глаза, я не знал, что такое вообще бывает!

Длинный доллар

- Одна за другой вышли три твои книги...

- Да, я туда включил лучшее, что написал: в одну - "Колобок" - вошла вся кулинарная проза, вторая - "Частный случай" - собрала филологическую прозу, а третья - "Шесть пальцев" - обыкновенную.

- И теперь тебе капают отчисления.

- Проживешь на ваши гонорары, как же...

- А ваши гонорары лучше?

- Тут тоже непросто. Переводами подрабатываю... Писателей, которые живут на гонорары от своих книг, думаю, всего 10 человек на весь мир. Их очень мало. В России - только Акунин, наверное... А тут писатели обычно преподают. Набоков - и тот преподавал! Я знавал его студентов. Кстати, жена Апдайка у него училась. И Апдайк всю жизнь пересказывал байки своей жены про Набокова, он перед ним преклонялся. У Бродского было, кажется, 11 студентов, раскиданных по четырем университетам. Многие стали потом переводчиками. И он преподавал им, знаешь что? Поэзию как таковую.

- И этих 11 студентов к нему свозили?

- Эти университеты расположены на расстоянии 10 миль друг от друга.

Свои и чужие

- Вот я хочу определить, ты все-таки где, и потому спрошу: скажи, ты обижаешься, когда ругают Америку?

- Я ругаю Америку больше, чем кто бы то ни было. А когда ругают Россию, то вспоминаю Пушкина, который говорил: "Я, конечно, ненавижу отечество (цитата, как вы понимаете, приведена неточно. - Автор), но мне обидно, когда его ругают иностранцы". Я ненавижу, когда в Америке показывают Россию в идиотском виде, а это постоянно происходит! Эти чудовищные фильмы, которые тут для идиотов снимают... Когда показывают русский ресторан, а в меню написано: "икра черная, икра красная, икра баклажанная" - ну не может такого быть в одном ресторане! Меня такие вещи возмущают. И точно так же, когда приезжаю в Россию, мне неприятно слушать гадости про Америку.

- Ты поругался с Андреем Битовым после того, как он покритиковал Америку.

- Я не ругался! Но я был огорчен тем, что он после грузинской войны подписал коллективное письмо против Америки. Правда, он свою подпись после отозвал, сказал, что невнимательно прочел текст, - а надо читать то, что подписываешь. В письме было написано, что Америка самая тоталитарная страна в мире, это чудовищно!

- А случалось тебе поссориться с человеком за то, что он ругал Россию?

- Понимаешь, когда с тобой разговаривают американцы, то они про Россию скажут, что любят Прокофьева. Или борщ. Они из вежливости всегда стараются сказать что-то хорошее.

- Но тебе, наверное, кажется дикой мысль поехать в Россию жить. Ты, наверно, думаешь: "Я что, себя на помойке нашел?"

- Если бы я остался в России, то был бы другим человеком. Тот опыт, который вы получили, живя там все это время, слишком сильно отличается от моего. Еще пять лет назад я, может, и мог бы вернуться, но не сейчас. У меня тогда были большие надежды... Я был большим поклонником Ельцина. Горбачев был коммунистом, а Ельцин - человеком, который взошел на танк. Как Наполеон на Аркольском мосту, так и Ельцин на танке. На мой взгляд, он достоин истории.

Сегодня я потерял ощущение, кто на чьей стороне. Раньше мы думали, что нас ссорит власть, то есть она думала, что ссорит. Мы сидим за одним столом - и какая разница, что скажет Брежнев? А теперь этого нет. Когда я говорю со своими друзьями, то никогда не знаю, на чьей они стороне. Особенно когда речь идет о голосовании, о выборах. Мои друзья в России не ходят на выборы, им не важно, кто придет к власти, потому что "все они воры". А я всегда хожу на выборы в Америке, еще ни одних не пропустил! Вот и в Веймарской Германии люди считали, что все воры - и потому Гитлер пришел к власти.

- Я так понимаю, ты за Обаму голосовал.

- Да. Я всегда голосую за демократов. При том, что впервые на выборы от республиканцев пошел человек, которого я глубоко уважаю: Маккейн. А вот младшего Буша я глубоко презирал и сейчас презираю.

Раскрутка

На десерт я взял cheesecake.

- О, это чисто нью-йоркское блюдо! - оживился Генис. - Тут неподалеку, 200 миль отсюда, есть монастырь, там монашки делают лучший в мире cheesecake. Люди туда специально едут...

Молодец он все-таки, сделал из еды культ и все ею мерит. На таких фанатиках и держится земля.

- По твоим сведениям, любимое слово в России - это "раскрутить".

- Ненавижу его. Я романтик, я верю в имманентную ценность каждого творческого сочинения. Я верю, что Бетховен лучше, чем Лимонов, верю - и все. И Шекспир тоже лучше. Нельзя никого раскрутить, то есть можно, но ненадолго. Я лично проверял. Когда я приехал в Америку, у меня была бредовая идея: прочитать все бестселлеры, которые вышли за 30 лет. Я ж ничего не знал, думал, что нас советская власть обманывала! Оказалось, что это все были халифы на полчаса.

И вот еще в чем советская власть нас не обманывала: насчет ужасов безработицы. Я в Союзе работал восемь часов в неделю. Советская власть позволяла. Были миллионы людей, которые не работали. Более того, власть никому не позволяла работать. Если кто-то хотел делать свое дело хорошо, у него возникали проблемы. Солженицын хотел работать. Бродский хотел. Я хотел. Советская власть не терпела людей, которые работают. В Америке я работал грузчиком - такой умный, и грузчиком. А потом оказался безработным, меня выгнали. А у меня была беременная жена. Я понял, как это страшно - быть безработным. Тяжелая болезнь, смерть близкого и безработица - вот от чего худеют.

Так что не всегда нас советская власть обманывала.

Смерть литературы

- Ты как-то сравнил New Yorker с советским журналом "Работница".

- Я Дэвида Ремника (главного редактора) уважаю, люблю и ничего плохого про него не скажу. Он замечательный. Он изумительно пишет, это очень хорошая проза. Но что касается русских на страницах New Yorker, то это "Работница", и ничего я с этим сделать не могу. Все сюжеты одинаковые. Приезжает персонаж из России в Америку, не говорит по-английски, бабушка плачет, у героини получается несчастливый роман с американцем, а потом все это кончается на лирической ноте. Все это пошлая фигня.

- В чем же дело? Почему даже такой журнал не может найти хорошей прозы?

- Дело в том, что нет прозы, просто нет! Нет ни одного писателя, который мог бы по качеству литературы сравниться с прошлыми поколениями: ни в России, ни тут, нигде. Вот Умберто Эко, он-то должен знать, и я спросил у него про это. Он сказал: "Они все пересказывают Ромео и Джульетту на своем жаргоне". Я просто считаю, что сейчас не время для художественной литературы. Зачем писать роман в 800 страниц, если можно поставить кино на два часа? Я бы точно кино поставил, если б мог.

- А что тебе мешает?

- Я не умею так придумать кино, как Джармуш.

- То есть, по-твоему, настоящая литература - это кино?

- Сегодня - да.

- А кто ж вы такие получаетесь?

- Мы - арьергард. То, что я пишу, нельзя перенести на экран. А Пелевина можно, и Сорокина. Короче, все сюжетное должно уйти в кино. А вот стихи нельзя поставить в кино!

- А "Онегин"?

- "Онегин" - это не стихи, это роман. Поэтическая форма - не значит стихи.

Рейтинг классиков

- А назови-ка лучших русских писателей.

- Я не знаю людей нового поколения. Я могу говорить только про людей своего поколения. С которыми я дружу. Вот прозу Сорокина я помню с начала 80-х годов - он мальчиком был, когда я начал за ним следить. Его "День опричника" я считаю лучшей книгой о нынешней России. Очень нравится Пелевин.

- А ты как открыл Пелевина - случайно попалась книга?

- Нет, нет. Помню, я спросил юную Юлю, дочку Аллы Латыниной: "А что читаете вы, молодое поколение?" Оказалось, им нравится Пелевин. Я прочитал и пришел в полный восторг. В 1993 году это было. А я был тогда членом Букеровского жюри. Я накупил пять экземпляров сборника "Синий фонарь" и раздал книги всем членам жюри. Среди них были Окуджава и академик Иванов. Академика безумно раздражала повесть "Омон Ра". Он сказал: "Никогда в жизни я не буду за нее голосовать!" Но я сказал им - прочтите эту книгу. Они прочли, и Пелевин получил "Малого Букера". Правда, мне не очень нравятся его поздние книги. Точнее, какие-то нравятся, какие-то нет. Он пошел за своими читателями. Опустил планку, чтоб его больше понимали. Но это ничего не значит, потому что это человек необычайной фантазии. У него самая богатая фантазия в мировой литературе.

Мне нравится Татьяна Толстая. Она написала 20 рассказов, которые останутся в русской литературе. Я верю в это. Писателя Валерия Попова необычайно ценю. Знаю его наизусть. И абсолютно потрясающий Довлатов, я считал его своим учителем. Довлатов умер, но его литература такая же живая, как была. Это не так мало. Наверно, еще какие-то писатели появились, но я их не читаю. Например, Алексей Иванов (он почему-то говорит - ИвАнов. - Автор), я купил его книжку "Географ глобус пропил". Знаешь, что это такое? Юный Гладилин в пересказе для бедных.

Отражение Бога

- Хочу спросить, чтобы определить степень твоего писательства: насколько ты общаешься с Богом?

- С Богом? Я тебе так скажу: я днем с Богом не общаюсь, а ночью он общается со мной. Это очень печально... Я считаю, что все мы пишем про Бога. Есть он или нет - мы никогда не узнаем, но мы о нем думаем, человек так устроен. И пока мы о нем думаем, у нас растут мышцы души. Метафизика - необходимая часть нашего сознания. Можно не думать о Боге, но видеть селедку, в которой Бог отражается. В голландской селедке точно отражается! Я почему про нее вспомнил? Сейчас сезон начинается голландской селедки. Бог отражается в голландской селедке, как в любой луже отражается небо. Я бы сказал, автор - это тот, кто видит отражение Бога в селедке.

- Богохульство.

- Нет! У голландцев ничего не росло, и когда они занялись селедкой в XIV веке и придумали рецепт засолки в бочке - это была манна небесная в голландском варианте. И они увидели в этом отражение Бога. И поставили памятник человеку, который придумал рецепт засола. А где нужно видеть Его отражение - только в иконе? Нет, оно во всем. Я не отдам селедку!

Русское застолье - достижение духа

- Вот ты сказал как будто специально про нашу книгу "Ящик водки": русское застолье - высшее достижение человеческого духа.

- Для России - да. Я знаю тут много славистов - да, наверно, всех, их человек 200... Так вот, все профессора славистики приезжают в Россию не для того, чтобы Достоевского читать, а чтобы выпивать на кухне с русскими. За водкой, за чаем, до четырех утра. Я написал книжку "Американская азбука", там есть глава про бар. Как американцы общаются? Они сидят в баре и не поворачиваются лицом к соседу, а русские - сидят за столом, они отгораживаются спинами от этого страшного мира, который вокруг. Кто бы ни пришел, он садится, и круг становится больше. Это круг - даже если стол квадратный. Так по-прежнему все и осталось... Я вот у Тани Толстой был в квартире, не в теперешней, а в предыдущей. Три комнаты. Везде книги, чужие, холодные - а гости сидят пьют на кухне.

Нет денег на чтение

- А ты еще пишешь учебник чтения.

- Это я хочу написать. Но на это нет денег. Надо все бросить и год не работать, заниматься только этим. А написать хочу! Для того, чтоб дети нового поколения читали книжки. Я знаю, что нет в жизни выше наслаждения, чем чтение. Это больше, чем все остальное: еда, водка. Чтение сопровождает человека всю жизнь. Вот мой отец умер, читая Ильфа и Петрова.

- Да, человек может читать, когда ему уже не нужны ни бабы, ни водка.

- И представь теперь поколение людей, которые не умеют читать. Какая трагедия... Я хочу, чтоб молодежь научилась читать так, как я умею это делать. Я хотел бы научить других людей получать такое же наслаждение. Я гедонист чтения, я учу гедонизму. Я уже все придумал. Там должно быть о том, как читать о любви, как читать о войне, как читать Библию. Мне надо 50 000 долларов, чтоб прожить год или полтора, пока я буду это писать.

Борщ на Хоккайдо

- Как ты пришел к мысли, что ты должен готовить?

- Всегда должен готовить мужчина, потому что женщина готовить обязана, а для мужчины это хобби. Моя мать очень хорошо готовила, но ненавидела это дело.

- То есть твоя жена забот не знает.

- Она не знает, что такое лавровый лист - думает, что это венок. Однажды я шел по улице и нашел лавровый венок - можешь себе представить?

- Может, это по дороге на кладбище кто-то обронил?

- Возможно. Кладбище у нас есть. Там похоронена индейская принцесса. Тут ведь жило индейское племя хакензак (в их честь назван один из окрестных городков). Они убили и, как врут, съели голландского плантатора Врееланда.

- Эх, как славно мы закольцевали тему тебя как автора кулинарных книжек. Ты живешь на земле индейского племени, которое съело человека из Голландии - страны, с которой, как известно, у тебя внутреннее родство... И ты оттуда летаешь в Японию и учишь там людей варить борщ.

- Борщ вошел в их кухню благодаря нашей книжке.

- Борщ - в японскую кухню?

- Да. Несмотря на то, что свекла и, например, укроп там очень дороги. Ну, вошел или не вошел, но, во всяком случае, в столовой Университета в Саппоро на Хоккайдо был борщ. Но - только на Хоккайдо. Туда на остров вообще много русских приезжает. Они привозят крабов и продают. А краб там может стоить 100 долларов. Его для сохранности держат на поролоне, пропитанном водкой. Он в том состоянии, в котором находится половина населения России.

- Поэтому он не умирает.

- Как и Россия...

* * *

Рига-Москва-Нью-Джерси

Александр Генис родился в 1953 году. Окончил филологический факультет Латвийского университета. С конца 1970-х годов живет в США. Многократно публиковался в послеперестроечной России и за рубежом. Автор ряда эссеистических книг, написанных совместно с Петром Вайлем ("60-е: мир советского человека", "Русская кухня в изгнании", "Родная речь", "Американа"). С Вайлем писал 17 лет - ровно столько же, сколько Ильф и Петров. Написал несколько книг критики и эссе о литературе и культуре ("Вавилонская башня", "Иван Петрович умер", "Довлатов и окрестности" и др.). Лауреат премии журнала "Звезда" (1997). Живет в Нью-Джерси.

Комментарии
Прямой эфир