Россиянина из Башкирии приговорили к казни в Китае

Об этом сегодня сообщили в посольстве России в Китае.
Как рассказал корреспонденту «Известий» заведующий консульским отделом посольства РФ в Китае Леонид Игнатенко, россиянин Ильдар Султанов был арестован за попытку ввоза на территорию КНР более двух килограммов героина. Задержание произошло в мае прошлого года в международном аэропорту Урумчи (столица Синьцзян-Уйгурского автономного района — СУАР). По данным силовиков, Султанов ввез наркотики из одной из стран Центральной Азии, предположительно из Казахстана.
На днях суд средней ступени Урумчи приговорил Султанова к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора на два года. Из официальных сообщений, про Ильдара известно немного - ему 33 года и он из Башкирии.
По данным УФСКН Башкортастана, Ильдар Султанов проживал в городе Учалы
республики Башкортостан. Корреспондентам «Известий» удалось разыскать
его родных. В телефоном разговоре Эльза, младшая сестра
Ильдара, сообщила, что последний звонок от брата был в 2010 году.
- Ни я, ни родители не знаем ничего
о судьбе Ильдара, - пояснила "Известиям" Эльза. – Он парень свободолюбивый и имеет
привычку то пропадать, то появляться. Все время менял номера телефона,
поэтому мы связаться с ним не могли. Только ждем его звонка.
Сестра Султанова рассказала, что Ильдар родился в Учалах, окончил местный техникум и получил специальность проходчика шахты. В 1998 году он уехал работать в Магнитогорск, прожил там несколько лет в общежитии, которое ему дали от производства.
- Потом уехал куда-то. Знаю, что работал в городе Домодедово, потом в Самаре. Точно могу сказать, что сам наркотиками он не увлекался, даже почти не выпивал, – продолжила Эльза. – Но в Казахстан ездил, зачем – увы, не знаю. Официальной жены у него нет, была подруга в Уфе. Но я ее даже не видела ни разу. У него девушки надолго не задерживаются.
По предварительной информации в 2002 году Ильдар Султанов был объявлен правоохранительными органами Магнитогорска в федеральный розыск. Сестра Эльза не хочет верить, что в Китае осужден именно ее брат.
По словам Леонида Игнатенко, сотрудники консульского отдела дважды навещали осужденного к смерти россиянина в тюрьме в СУАР, смотрели на условия его содержания, каких-либо жалоб на китайцев с его стороны не поступало, у дипломатов также нет претензий к властям КНР по поводу ведения расследования. Не исключено, что свой срок осужденный будет отбывать где-либо за пределами Синьцзяна, как, например, это было с четырьмя российскими девушками-наркокурьерами, которых после приговора перевели в исправительные учреждения на территории граничащей с Россией провинции Хэйлунцзян, добавил Игнатенко.
По сложившейся практике в случае примерного поведения преступника смертный приговор могут заменить на пожизненное заключение, а потом — при условии полного исправления — даже скостить срок, сообщил собеседник «Известий». Российские дипломаты планируют следить за судьбой соотечественника.
По словам завконсотделом, на территории Китая в соответствии со вступившим в силу приговором суда наказание отбывает чуть более 20 россиян. Что касается казней, то в отношении наших соотечественников подобная мера наказания еще никогда не применялась, чего нельзя сказать о представителях других государств.
В целом в настоящий момент условия содержания в китайских тюрьмах, по словам источника газеты, близкого к пенитенциарной системе Китая, приближаются к человеческим. Заключенные, как правило, располагаются в многоместных камерах, причем у каждого есть своя кровать, тумбочка и полка для вещей. Им позволяется заниматься спортом, получать подарки с воли. Разумеется, все зависит от места, где расположено исправительное учреждение, и преступления, за которое осужден тот или иной человек. Таких ужасов, о которых порой пишут падкие на леденящие душу подробности СМИ, в настоящее время в Китае уже не встретишь.
В КНР в зависимости от отягчающих обстоятельств наказание в виде пожизненного заключения или казни назначается за хранение героина массой от 50 г. Высшая мера предусмотрена более чем 60 статьями уголовного законодательства. Например, за финансовые махинации, сутенерство, насильственные преступления, взяточничество, продажу поддельных лекарств, порчу электропроводов, несанкционированные раскопки древних захоронений.
— В Китае очень жесткое законодательство в отношении наркопреступлений. И оно строго соблюдается. Либерализация законодательства в этой сфере никогда не давала положительных результатов. Это поняли даже в Голландии. Суровые приговоры выносят наркоторговцам не только в Китае и мусульманских странах, но и в странах Западной Европы, например Франции, — сообщил «Известиям» начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Николай Карташов. — Мы с китайскими коллегами достаточно плотно работаем. Есть у нас соглашение с министерством общественной безопасности Китая, расширяется приграничное сотрудничество с китайской стороной. Кроме того, китайские сотрудники в качестве наблюдателей участвуют в региональной операции «Канал», которую мы проводим регулярно в рамках реализации Договора о коллективной безопасности.