Среда, 26 апреля 2017
Культура 9 декабря 2011, 18:08 Александр В. Волков

С надеждой говорит «Телевизор»

Одна из главных российских рок-групп представила переиздание легендарного альбома «Отчество иллюзий»

Выступление группы «Телевизор». Фото: Александра SuperSanya Смирнова

Самый популярный альбом «Телевизора» — «Отечество иллюзий» (1987), выпущенный ныне в виде диджипака с бонусным DVD-диском на лейбле «Геометрия», был в конце 1980-х настоящим гимном перестройки. Фразы из песен расхватывались на газетные заголовки, а группа под руководством Михаила Борзыкина уверенно стояла в одном ряду с лучшими командами Ленинградского рок-клуба — «Аквариумом», DDT, «Алисой» и «Кино».

Тогда же сформировался стиль «Телевизора» — мощный синти-поп с живыми гитарой и барабанами и оригинальная пластика Михаила: набор роботоподобных движений и эффектных поз перед микрофоном, возникшая под множеством влияний, от Дэвида Бирна до МС Хаммера.

Бонусным диском к переизданию «Отечества Иллюзий» стал DVD с раритетным видеоархивом ТВ тех лет. На просьбу «Известий» сравнить группу в 1980-е и нынешнее ее состояние Борзыкин сообщил, что нынешний «Телевизор» — явление «более насыщенное — и физически, и музыкально». 

Лидер «Телевизора» известен бескомпромиссной политической позицией, но он не из тех, кто превращает выступления в митинги. Достаточно того, что остросоциальные песни группы говорят сами за себя. В композициях, которые пишет Борзыкин, нет слепой агрессии, но есть сила и ум. Двухчасовой концерт в очередной раз показал, что песни эти очень разные и интересы лидера ТВ вовсе не ограничены рок-публицистикой.

В сегодняшнем репертуаре есть и мелодичные электроромансы, например «День Михаила», и трагические «песни одиночества» типа «Если телефон молчит» с альбома «МегаМезантроп» (2004), и лирические зарисовки вроде «Звездная» с альбома «Двое» (1995). Хороши и новые вещи Борзыкина, впервые спетые в Москве, — «Красный снег» и «Хороводоворот». Уверенно прозвучали уже исполнявшиеся, но еще не выходившие на дисках «Партия Божьей росы», «А по берегам».

Сегодня группа, как и в самом начале своей карьеры, выглядит жестко и злободневно. Особенно в клубе, расположенном рядом с Триумфальной площадью, на днях ставшей ареной политического противостояния. Стандартное восприятие творчества «Телевизора» заставляло ждать полит-рок-боевиков из 1980-х, но публика настойчиво требовала песни с последнего на данный момент альбома группы «Дежавю» (2009).

Видимо, понимая это, Борзыкин равномерно распределил по трек-листу песни с разных альбомов, хиты с «Отечества иллюзий» — «Три-четыре гада», «Дети уходят», «Твой папа — фашист» («мой», неоднократно пел в припеве артист), лиричные композиции и принимаемые на ура свежие боевики «Заколотите подвал», «Околесица» («С лапшой на ушах»). Почти в  финале прозвучал хлесткий «Газпромбайтер» — песня из недавних, но на бис была оставлена все же старая вещь — «Сыт по горло».

Сегодня время вдохнуло в «Телевизор» новые силы, он явно обрел новое дыхание, и поводов для новых песен, так же как и для того, чтобы вспомнить старые, — предостаточно. «Я опять чувствую надежду!» — так определил свое сегодняшнее настроение Борзыкин.

Мнения

Наверх