Среда, 29 марта 2017
Культура 28 февраля 2012, 12:55 Александр В. Волков, Константин Волков

«Триумф джаза» помирил творчество с коммерцией

Ежегодный фестиваль собрал полный зал столичного Дома музыки

Хед-лайнеры фестиваля David Garfield Group. Фото: ИЗВЕСТИЯ

Очередной фестиваль «Триумф джаза» попал в историю. Ему удалось решить главное противоречие современной музыки — достигнуть разумного баланса между творчеством и коммерцией.

С одной стороны, джаз вынужден быть развлекательным, иначе его не купят. С другой, эта музыка требует исполнительского мастерства и вкуса, что противоречит требованиям масс-культа. В этом году фестиваль оба дня собирал почти полный зал ММДМ и оставил абсолютно позитивное ощущение.

Открыл программу ансамбль саксофониста Николая Винцкевича при участии американской вокалистки Ив Корнелиус. Была исполнена чувственная баллада Maybe, полная настоящей блюзовой тревоги. Затем Винцкевич презентовал новый альбом, ViveL'amour, записанный в стиле смуф-джаз, причем концертная версия композиций звучала эффектнее альбомной. Самым «джазовым» в первый день оказался сет трио New York Encounter во главе с раскованным и звонким пианистом Яковом Окунем. Альбом, записанный в Америке и презентованный на концерте, в фойе расхватывали как горячие пирожки.

Далее в программе значилась сенсация сезона – ансамбль Trombone Shorty & Orleans Avenue. Американцы начали с нахрапистого фанка, имеющего к джазу довольно отдаленное отношение. Но коллектив, однако, родом из Нью-Орлеана, родины джаза. Стилистические границы для этих ребят - пустяк. Легко и естественно они переходили от джаза к диксиленду, от свинга к рок-н-роллу. И одеждой, и сдержанными до смущения манерами напоминая уличный оркестр.

Тем не менее лидер гостей – трубач и тромбонист Шорти добился известности в группе Ленни Кравица, на его альбомах играют Джефф Бэк и Кид Рок, а шоу проходят в крупнейших концертных залах. На бис бэнд Шорти исполнил великий спиричуэлс When The Saints Go Marching In. В середине композиции музыканты спустились в публику и, продолжая играть, гуськом обошли зал. Вернувшись на сцену, Шорти выдал фееричное соло, доведя зрителей до полного восторга.

Второй день феста был менее ярок, зато продемонстрировал исполнителей высочайшего класса. Открыл его биг-бэнд Игоря Бутмана. Ярко прозвучали аранжировки Николая Левиновского - породистая баллада «Полуночное солнце никогда не заходит» Куинси Джонса и композиция «Хамелеон» Хэрби Хэнкока.

Звёздный японский гитарист Кадзуми Ватанабэ исполнил несколько композиций соло, затем к нему присоединилась вокалистка Минако Ёсида, обладательница сильного, немного грубоватого, по-настоящему джазового голоса. Певица начала с Light My Fire группы The Doors, а затем выдала ударный сет, куда вошла японская песня, во время исполнения коей Ватанабэ ловко имитировал звук национальных инструментов.

Хедлайнерами «Триумфа джаза» стала фьюжн-формация David Garfield Group во главе с продюсером, композитором Дэвидом Гарфилдом, клавишником и музыкальным директором Джорджа Бенсона. Сам Гарфилд – коренастый, похожий на индейца, с большой серьгой в левом ухе, выглядел весьма колоритно. Но царил на сцене вокалист Алекс Лигертвуд – подвижный, как ртуть, и очень голосистый. Спевший среди прочего знаменитую песню Скримин Джей Хокинса I Put A Spell On You.

Группа прозвучала изысканно и качественно, заставив вспомнить великих Steely Dan. В финале на сцену вышли Бутман с саксофоном и Лариса Долина, которая прекрасно сработалась с гостями. В этом составе музыканты выдали несколько фееричных поп-джаз-роковых номеров, в том числе битловскую Come Together.

Японский джаз покоряет неброским совершенством

Всемирно известный джазовый гитарист Кадзуми Ватанабэ  и певица Минако Ёсида выступали в российской столице впервые. На концерте в FMclub они исполнили Sophisticated lady Дюка Эллингтона, Opus de funk Хораса Сильвера, песни знаменитой японской исполнительницы Хибари Мисора и другие хиты. Приглушенное хрипловатое звучание Light my fire в их исполнении настолько впечатлило, что даже бармен за стойкой прекратил манипуляции с шейкером.

После концерта я задал Ватанбэ-сану вопрос, который в тот момент мне показался нормальным, а спустя некоторое время – жлобским.

— Не кажется ли вам, что вы подменяете обещанное шоу безупречной техникой игры?

— А что вы понимаете под шоу? - спросил меня Ватанабэ-сан. Очки его сердито сверкнули.

— Ну, какие-то приемы для большего привлечение внимания.

— Вам понравилась игра?

— Разумеется, очень.

— Вот исполнение – это и есть шоу. Большего не надо.

— Мы – музыканты, для нас в первую очередь важна сама музыка, - подключилась Минако Ёсида. - Все остальное нас не очень волнует.

— Молодая публика стремится к чему-то легкому для восприятия, не хочет задумываться, но это не значит, что мы должны подстраиваться под нее, - резюмировал Ватанабэ-сан.

Кадзуми Ватанабэ 31 год подряд получает звание лучшего гитариста от авторитетного японского джазового издания Swingjournal. Начав играть на гитаре в 1965 году, когда ему было 12 лет, он уже через пять лет выпустил первую пластинку Infinite и прославился как «гений гитары». Играл с Маркусом Миллером, Жако Пасториусом, Эдди Гомезом, Стивом Гаддом.

Минако Ёсида, автор 19 альбомов, работает в разных стилях. Джаз, рок, регги, поп – ее интересует все. В 2008 году Ватанабэ и Ёсида записали альбом Nowadays, в который вошли оригинальные обработки всем известных хитов. В нынешнем турне они исполняют композиции с этого диска..

Ватанабэ и Ёсида действуют в японской традиции, согласно которой настоящая красота – в неброском совершенстве. Это чем-то сродни саду камней: на первый взгляд просто вспаханная земля и булыжники. Понимание и восхищение приходит позже, и не ко всем.

Наверх
Реклама

Мнения

Наверх