Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Франции опроверг отправку войск на Украину
Экономика
Минфин предложил отсрочить уплату налогов оренбургскому и белгородскому бизнесу
Мир
ЦАХАЛ сообщила о точечных ударах по объектам ХАМАС в Рафахе на юге Газы
Мир
Испания передала Украине партию ракет для систем Patriot
Мир
Госдеп США выразил уверенность в возможности перемирия между ХАМАС и Израилем
Мир
Верхняя палата парламента Белоруссии одобрила законопроект о приостановке ДОВСЕ
Происшествия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении двух БПЛА ВСУ над Белгородской областью
Мир
Макрон заявил об уважении связей между Китаем и Россией
Мир
Шольц заявил о готовности отправить 35 тыс. солдат на помощь союзникам в случае ЧС
Мир
Си Цзиньпин призвал Францию помочь избежать «новой холодной войны»
Общество
Жителей Москвы предупредили об аномально холодной погоде
Мир
В посольстве РФ осудили вызов Змеевского в чешский МИД из-за кибератак
Наука и техника
Ракета-носитель Falcon 9 стартовала во Флориде со спутниками Starlink
Политика
Захарова указала на противоречия в заявлениях Макрона о конфликте на Украине
Политика
Посол Британии в РФ заверил в продолжении помощи Украине
Мир
Байден заявил об угрозе жизни для 1 млн палестинцев в случае операции в Рафахе
Общество
Синоптик спрогнозировал на День Победы в Москве до +7 градусов

«У грузин нет ближе народа, чем русские. Во всем, начиная от веры и кончая ментальностью»

Паата Бурчуладзе — о «Князе Игоре» в постановке Любимова, басах-мудрецах и о том, почему он считает себя советским человеком
0
«У грузин нет ближе народа, чем русские. Во всем, начиная от веры и кончая ментальностью»
Паата Бурчуладзе. Фото: РИА НОВОСТИ/Игорь Михалев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На сцену парижской «Опера Бастилия» вернулась моцартовская опера «Дон Жуан» в авангардистской постановке австрийского кинорежиссера Михаэля Ханеке. Партию командора исполняет грузинский бас Паата Бурчуладзе. После спектакля певец встретился с парижским корреспондентом «Известий». 

—  Вы снова поете Командора в «Дон Жуане». Правда, сейчас выступаете в постановке, где действие происходит в наши дни. 

— Я люблю эту партию, она помогла мне в 1986 году на Зальцбургском фестивале сделать карьеру. Роль просто замечательная и действительно для моего голоса. Но в этой постановке она мне не нравится. Командор вообще не выходит на сцену. В начале спектакля его убивают, а потом я пою только за кулисами. Может, всё это красиво, но с моим видением «Дон Жуана» не совпадает.

— Вы не поклонник современного прочтения классики?

— Уже хорошо, если смысл оперы не теряется. К сожалению, многие современные режиссеры все хотят поставить вверх ногами и уверены, что выдумали что-то новое. Но все это уже потеряло всякий интерес. Самое ужасное в этих бессмысленных постановках — то, что человек, который впервые пришел в оперный театр, больше туда никогда не пойдет.

 — Когда вас  снова увидят на сцене Большого театра?

— Собираюсь приехать 5 апреля на юбилейный концерт Маквалы Касрашвили. А в декабре Юрий Любимов меня пригласил на постановку в Большом «Князя Игоря». Исполню партию Кончака. Мы встречались с Юрием Петровичем еще в конце 1970-х годов, когда я начинал стажироваться в Ла Скала. Он там ставил «Бориса Годунова» и «Хованщину».

— В России любят грузинских звезд — от Зураба  Соткилавы до Николая Цискаридзе.

— Да и грузинам нет ближе народа, чем русские. Во всем, начиная от веры и кончая ментальностью. Несмотря на то что на Кавказе у нас много хороших соседей.

 —  Не появилось ли среди грузинской молодежи отторжение русской культуры?

— Это создано политиками искусственно. После того как между Россией и Грузией возникли проблемы, я стараюсь чаще ездить в Россию. Нужно всеми силами поддерживать контакты между нашими народами. Вот я и хочу принести в наши отношения маленькую теплоту. Надо как можно скорее пережить нынешний кризисный период. Думаю, что его пик уже пройден. 

— Грузины  везде легко  адаптируются — в России, Франции, Америке.

— Я бы этого не сказал. Раньше грузины славились тем, что нигде не жили, кроме Грузии. Но после распада СССР у нас возникли очень большие проблемы. И грузины начали уезжать на заработки — не от хорошей жизни, а потому что в Грузии стало очень трудно. Но я остаюсь гражданином Грузии, никуда не уезжал. У меня нет постоянного театра, я свободный  художник. Но есть квартира в Берлине, где я могу переодеваться для выступлений в Европе, ибо в Тбилиси лететь для этого слишком далеко. 

 — Вы по-прежнему считаете себя советским человеком? Что это значит сегодня?

— Как я могу не считать себя советским человеком, если вырос в СССР?! У меня осталось много друзей и в России, и на Украине, и в Армении, и в Азербайджане. Разве это можно забыть? И как я могу сейчас поменяться? У нас одно воспитание, мы хорошо понимаем друг друга. Нам, считаю, повезло, что мы выросли в одной огромной стране, где было много и очень хорошего. Мы с полуслова понимаем друг друга. У нас одно мышление. И эта взаимная любовь осталась. Жаль, что наши внуки будут друг для друга иностранцами. Мне это очень неприятно.

— 27 марта исполняется 85 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича.  Он был вашим другом. 

— Слава был свидетелем на моем венчании в храме Христа Спасителя в Москве, держал надо мной корону. Он  прожил 80 лет, но я бы сказал, что он прожил 160, из которых 100 отдал людям.  

— Сохранилась ли русская оперная школа или в век глобализации не отличишь американского певца от китайского?

— Сохранилась — и еще какая! Кого я представляю? Именно русскую оперную школу, которая по-прежнему стоит на очень прочном фундаменте. Учился я у замечательного педагога Евгения Ивановича Иванова. Меня во всем мире знают как русского баса. И я горжусь этим.    

— В чем вы видите специфику русской школы?

— Объясню, в чем отличие Верди от Мусоргского. Верди готов ради музыки пожертвовать словом. А Мусоргский, наоборот, во имя слова может нарушить музыку. Слово ему важнее. 

— Вы, кажется, собираетесь возглавить Центр вокального мастерства в Омске? 

— Губернатор Леонид Полежаев создал все условия. В конце апреля пройдет прослушивание, и в сентябре мы начинаем работу. Мне это чрезвычайно интересно, потому что есть очень хорошие голоса. Поможем молодым певцам найти дорогу в жизни. Будем отправлять их на прослушивания и конкурсы.  

— Тенорам обычно достаются роли героев-любовников. Ну, а басы — трагики?

— Нет, они прежде всего мудрецы. В молодые годы я тоже хотел быть тенором, но сейчас, с возрастом, понимаю, что, слава тебе господи, я бас. Это самый хороший голос, у него лучшие партии. 70-летний тенор выглядит смешно в роли 20-летнего героя.  Напротив, 20-летний бас, которому сделают грим, может играть 70-летнего.

— В мировом репертуаре для басов не так уж много ролей.

— Напротив, очень много. В одном «Борисе Годунове» три баса. Я перепел огромное количество партий. И еще много осталось. 

— Сильная ли конкуренция среди басов?

— Она всегда есть со всех точек зрения — и исполнительского мастерства, и актерской игры. Конкуренция — это всегда хорошо, ибо она повышает бдительность певца.

— Когда вам лучше пелось — в молодости или сейчас? 

— Думаю, сейчас мне поется лучше. Бас, мне кажется, самый стойкий голос. Связки отличаются наибольшей терпеливостью. Помню, как легендарный Рейзен в 90 лет  прекрасно пел в Большом театре партию Гремина. 

— Почему оперные  певцы часто бывают капризны? 

— Только те, у кого короткий ум. Едва пришла  слава, как появляется гордыня. Такие обычно быстро заканчивают карьеру.

— В последние годы вы все больше внимания уделяете благотворительной деятельности.

— Раньше я занимался благотворительностью из чувства жалости.  Сейчас это стало для меня душевной потребностью. Я создал фонд «Иавнана» («Колыбельная»), который помогает детям и сиротам, которые живут в Грузии, — не только грузинским, но и русским, армянским, темнокожим. В пользу моего фонда выступают  Хворостовский, Темирканов,  Спиваков, хор Минина, солисты Большого театра.

Комментарии
Прямой эфир