Вторник, 28 марта 2017
Наука 2 апреля 2012, 20:20 Сергей Недорослев

Возвращение цели

Бизнесмен Сергей Недорослев — о том, кто должен руководить российской космической программой

Сергей Недорослев. Фото: Владимир Суворов

Почему iPhone не сделать на заводе электроприборов в городе Минске или на радиозаводе в городе Барнауле? Зачем тогда вообще нужны заводы электроприборов, если на них не получаются iPhone? А затем, что их под что-то другое делали, а они просто остались, а мы теперь пытаемся их приспособить под производство iPhone, но получаются электроприборы.

Имеющийся сегодня в России научно-промышленный потенциал, то есть НИИ, КБ, заводы и основная организационно-административная структура промышленности, был создан в советские времена для достижения конкретных амбициозных целей, сформулированных руководителями канувшего в Лету государства.

Цель — первична. Даже очень сложная структура — просто инструмент.

В космической промышленности в основном эти цели были успешно достигнуты.

И с 80–90-х годов прошлого века новых четких и понятных нам всем, включая специалистов, целей — нет.

При этом государство все больше и больше вкладывает денег в развитие космической программы.

Финансирование Роскосмоса с 2002 по 2011 год выросло в 10 раз, до 100 млрд рублей, что уже поставило Россию на третье место в мире в абсолютном выражении и на второе по доле от ВВП после США.

Дело в том, что в сфере, связанной с космосом, задачи сегодня ставятся самой административно-производственной структурой, которая называется Роскосмосом, прежде всего с целью сохранения всей административно–производственной структуры в полном объеме в соответствии с инстинктом самосохранения, присущим любым сложным системам.

Роскосмос — структура уникальная, даже для России.

Роскосмос сам себе задачи ставит, сам выполняет, сам же и контролирует их выполнение. Роскосмос расследует причины неудач, занимается регулированием рынка, лицензированием, разработкой и производством космической техники и международным сотрудничеством, а также осуществляет полномочия федерального органа исполнительной власти.

Начатое техническое перевооружение предприятий нереструктуризированной отрасли, и особенно в отсутствии генеральных целей, приводит к потере времени и денег. К примеру, с начала 1990-х годов численный состав российской орбитальной группировки сократился в 1,5 раза, в то время как состав орбитальных группировок иностранных государств увеличился более чем в 2 раза. Доля России в самых больших сегментах «космического» рынка, таких как спутниковые коммуникации ($100 млрд) и наземное спутниковое оборудование ($50 млрд), к сожалению, иcчезающе мала — менее 3%.

Космические НИИ, испытательные и научные центры, такие как знаменитый ЦНИИмаш, Исследовательский центр им. М.В. Келдыша, хотя и находятся в «ведении» Роскосмоса, но не являются частью нашего национального космического агентства — Роскосмоса.

Как показывает анализ мировой практики, выполнение задачи по целеполаганию могло бы взять на себя национальное аэрокосмическое агентство, включающее в себя испытательные и научные центры, при условии, что оно, в отличие от нынешнего Роскосмоса, никак не будет связано с промышленностью.

Иными словами, необходимо провести новую реструктуризацию отрасли, собрав однородные компании в консолидированные по горизонтали, для максимальной синергии, структуры и поэтапно преобразовать их в ОАО с закреплением за государством этих акций.

В то же время на базе Роскосмоса надо создать Национальное аэрокосмическое агентство (НАКА), включив в него научно-исследовательские центры, научно-испытательные институты и организации по направлениям аэрокосмической деятельности и аэрокосмических средств, такие, как Исследовательский центр им. М.В. Келдыша, ЦАГИ, ЦНИИмаш и другие. При этом имеет смысл объединить фундаментально-прикладные исследования, проводимые Академией наук РФ, с практическими и фундаментальными исследованиями космоса, осуществляемыми силами нового НАКА.

В конечном итоге вновь образованному Национальному аэрокосмическому агентству необходимо будет:

— cформулировать амбициозные главные цели космической деятельности Российской Федерации на современном этапе с соответствующей разработкой стратегии развития космической программы — как автоматической, так и пилотируемой;

— утвердить программу у руководства РФ, получить поддержку общества;

— подчинить достижению этой цели все имеющиеся ресурсы, реструктурировав оптимальным образом аэрокосмическую промышленность РФ для достижения этой цели и использовав потенциал частной инициативы.

Если для достижения главных целей финансируемая государством пилотируемая космонавтика уже не приносит новый опыт, но стоит половину бюджета, то надо привлечь частные инвестиции, передав пилотируемую космонавтику на свободный рынок (частные научные исследования, космический туризм), и сосредоточить государственное финансирование на достижении главных целей в космосе, амбициозных, как и положено великой стране.

 Автор — председатель совета директоров группы «Каскол».

Наверх
Реклама

Мнения

Наверх