Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в храме в Белгородской области из-за падения дрона ВСУ
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требования к ввозу домашних животных из России в ЕС
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Петербурге ликвидировали открытое горение в цехе с полиэтиленом
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Общество
Синоптики пообещали москвичам ясную и теплую погоду без осадков 19 мая

В Южной Осетии снесут грузинские деревни

Вместо них президент Леонид Тибилов собирается построить промзоны
0
В Южной Осетии снесут грузинские деревни
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юрий Снегирев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Расположенные к северу от столицы Южной Осетии Цхинвала несколько грузинских сел, покинутых жителями еще во время войны в 2008 году, будут снесены, об этом распорядился югоосетинский президент Леонид Тибилов.

На их месте появятся площадки под промышленное и сельскохозяйственное производство. Власти республики не намерены оставлять и географические названия бывших сел.

— Эти территории не будут отведены под строительство жилья, поэтому эти названия нет необходимости сохранять, как населенные пункты они не будут существовать, — заявил Тибилов.

Грузинский анклав вплотную примыкал к Цхинвалу. За последним домом на улице югоосетинской столицы сразу начинались дома грузинского села Тамарашени. Всего в анклаве было восемь населенных пунктов. Из них наиболее крупные располагались вдоль Транскавказской автомагистрали, соединяющей Северную и Южную Осетии. Это Курта, Кехви, Ачабети и Тамарашени. Заканчивался анклав у осетинского поселка Джава (Дзау), где располагалась резиденция президента Южной Осетии.

Анклав образовался в результате осетино-грузинского конфликта 1989–1992 годов, когда из этих сел было изгнано осетинское население. После подписания мирных соглашений правительство Грузии сохранило контроль над рядом территорий в бывшей Юго-Осетинской автономии. Образовался ряд грузинских анклавов, а Ленингорский район республики был практически полностью занят грузинскими силами.

Но именно анклав севернее Цхинвала, перерезавший 
дорогу в Россию, сильно осложнял жизнь осетинам. Жители непризнанной республики были вынуждены 
пользоваться объездной горной Зарской дорогой.

В анклаве жили довольно богато. Президент Михаил Саакашвили вкладывал деньги в этот район, демонстрируя осетинам привлекательность возвращения под юрисдикцию Тбилиси. В распоряжении жителей сел были торговый центр, банк, кинотеатр. Анклав стал визитной карточкой грузинских властей.

На его территории был построен отдельный квартал для осетин, перешедших на сторону Грузии. А в селе Курта располагалась резиденция главы альтернативного прогрузинского правительства Южной Осетии Дмитрия Санакоева.

До начала войны в августе 2008 года грузинские власти эвакуировали часть населения из анклава по дороге в ущелье, соединявшем эти территории с собственно Грузией. В ночь штурма Цхинвала из анклава по городу велся огонь из минометов. Позднее 58-я армия выбила грузинских военных из сел севернее столицы. Туда направились осетины. Начался погром сел, дома поджигались и разграблялись. Некоторые оставшиеся грузины брались в плен для последующего обмена на осетин, угнанных грузинскими солдатами из осетинских сел.

Некоторые жители Цхинвала и даже чиновники администрации, не называя своих имен, говорят о том, что дома поджигались, чтобы грузинскому населению некуда было возвращаться в случае определенных мирных договоренностей между политиками.

— Я бы сказал, что дома пока не снесены, но мы планируем территории, на которых эти развалины имеются, оформить юридическим образом, чтоб завтра-послезавтра к нам не было вопросов ни с чьей стороны. Будем планировать расчистить эти деревни. Эти развалины, конечно, выглядят не совсем хорошо. А на этих территориях будем планировать какие-то производственные мощности, — пояснил Тибилов.

Снести осталось немного. Спустя три-четыре года местность узнается с трудом. Более-менее целые дома остались только в Тамарашени (там же построен новый микрорайон «Московский»). Не тронули часовню в Кехви. Но большинство домов уже снесены до основания. Во многих местах, где раньше стояли улицы, теперь чистый вид на горы. Практически нет домов с крышами. Большинство строений представляют из себя несколько стен.

Такую картину мог наблюдать и российский премьер-министр Дмитрий Медведев, посетивший Южную Осетию 8 августа. Кортеж главы правительства России вместе с журналистами дважды проехал через бывший грузинский анклав.

Комментарии
Прямой эфир