Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Атомный подводный крейсер «Томск» вернулся на Камчатку
Мир
Минобороны РФ сообщило об уничтожении украинского дрона над Курской областью
Происшествия
Силы ПВО уничтожили снаряд РСЗО «Ольха» и два БПЛА ВСУ над Белгородской областью
Мир
Рогов предрек Украине масштабную волну репрессий для запугивания
Политика
Глава ДНР отметил качество вооружения ВС России
Мир
Американский конгрессмен назвал рост инфляции причиной отказа мира от доллара
Мир
Politico назвало сына аятоллы Хаменеи преемником отца после гибели Раиси
Мир
Гросси назвал ситуацию на Запорожской АЭС тревожной
Мир
Мадуро заявил о скором вступлении Венесуэлы в БРИКС
Мир
Politico узнала о возможном объявлении США нового пакета военной помощи Украине
Мир
На Украине сравнили операцию ВС РФ под Харьковом и «контрнаступ» ВСУ
Мир
В Иране началась церемония прощания с погибшим при крушении вертолета Раиси
Политика
Захарова заявила об отсутствии приглашения РФ на празднование высадки в Нормандии
Мир
СМИ узнало о поддержке ФРГ плана США по передаче Киеву доходов от активов РФ
Мир
Землетрясение магнитудой 5,7 зафиксировано в Папуа — Новой Гвинее
Мир
Минутой молчания почтили память Раиси участники заседания СМИД ШОС
Мир
Названа дата начала переговоров ЕС с Украиной и Молдавией по вступлению в блок

«В 97 лет творческое зерно не угасает»

Григорий Фрид ― о том, как живет и о чем думает старейший композитор России
0
«В 97 лет творческое зерно не угасает»
фото: lechaim.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

22 сентября старейший российский композитор Григорий Фрид отмечает 97-й день рождения. Свидетель начала и конца советской музыкальной эпохи поделился с обозревателем «Известий» несколькими историями из своей личной летописи века.

― Говорят, что музыку после 80 лет вообще писать не удается никому. Где-то в этом возрасте даже у великих мастеров иссякал композиторский дар.

― Я с этим не согласен. Конечно, в силу возраста и того, что у меня по собственному желанию нет компьютера, от многого я оторван, лишен возможности ходить на концерты, в музеи. По моему ощущению, то, что я могу сделать, не представляет для окружающих интереса. Но мне не кажется, что угасает какое-то творческое зерно. В свое время я много преподавал, среди моих учеников — Геннадий Гладков, Александр Вустин, Алек Рабинович. Чувствую, что сейчас я учил бы лучше, интереснее, чем тогда. Интерес к жизни у меня сейчас очень большой. Каждый вечер я читаю не меньше двух-трех часов. Пристально слежу за тем, что происходит во всем мире в политике и в судьбах стран. С первого дня горячо переживаю за девушек из Pussy Riot, так как считаю недопустимым, что они полгода просидели в тюрьме, не будучи судимы. Презумпция невиновности не работает.

― Появляется ли в 97 лет какая-то особая мудрость — такая, какой не может быть в 40 или 50?

― Никакой мудрости в своем возрасте я не чувствую, наоборот: оглядываясь на свою жизнь, вижу, что она соткана из ошибок. Мог бы я их исправить, живи я еще раз? Не думаю: жизнь так устроена, что ошибки неизбежны и естественны.

— Я слышал, что вы — обладатель уникального в своем роде паспорта.

― Про паспорт я говорю с осторожностью, потому что его легко могут признать недействительным, а меня — несуществующим. Я менял паспорт в 2002 году. Отстоял большую очередь, получил новый документ и обнаружил, что родился я в 1915 году в Ленинграде. Я сказал паспортистке, что не могу взять паспорт, поскольку такого города в год моего рождения не существовало. Она надолго ушла к начальству, но вернулась ни с чем. Я решил не возникать.

― Вашу оперу «Дневник Анны Франк» регулярно ставят на Западе. Как вы думаете, виной тому музыкальные качества или политика?

― Думаю, что момент историко-политический в успехе этой оперы играет большую роль. Бесспорно, у немцев до сих пор сильно чувство вины. В Германии «Анна Франк» до сих пор идет в десятках городов. Специальные спектакли делаются для детей, для студентов. Но опера исполнялась и в Голландии, и в США. Однажды я обнаружил в своем ящике письмо с американской радиостанции, присланное обычной почтой. Это, кстати, красноречиво говорит о качестве работы наших спецслужб. В письме говорилось, что мою оперу будут передавать по «Голосу Америки», который в Москве глушат. Но если я уеду из города — смогу услышать свое творение. Я отправился к другу на дачу и действительно поймал на радиоприемнике свою оперу в великолепном исполнении. Конечно, организовать исполнение я мог. Но не хотел навязываться. Если бы мои старшие товарищи, руководители Союза композиторов сочли это нужным, они бы сделали это сами.

― Некорректный вопрос: приходилось ли вам идти на сделку с совестью?

―Нет, это корректный вопрос, каждый должен себе на него ответить. Мне кажется, что в те очень страшные годы мне удавалось этого избегать.

― В день смерти Сталина вы дежурили у гроба Прокофьева. Каким вам запомнилось судьбоносное для страны 5 марта 1953 года?

Честно говоря, меня смерть Сталина оставила достаточно равнодушным. Я никогда не был его поклонником, хотя в 1937-м полагал, что он, очевидно, не знает обо всем, что творилось, — иначе как это возможно? А когда Сталин умер, очень многие — даже из тех, кто его ненавидел, — боялись, что будет гораздо хуже. Прокофьев жил и умер в Камергерском переулке, где все тогда было оцеплено из-за смерти Сталина. С большим трудом тело Прокофьева удалось вывезти в Союз композиторов. Мне позвонили из Союза и попросили дежурить у гроба. Ночь с 5 на 6 марта я провел рядом с ним.

― Вам довелось общаться с Прокофьевым?

―Один раз. В 17-летнем возрасте я показывал свою токкату на приемной комиссии Музгиза (Государственное музыкальное издательство. — «Известия»). Во время перерыва Прокофьев подошел ко мне и сказал: «Молодой человек, ваша музыка мне за ухо не зацепилась». При этом он поклонился мне, согнувшись пополам, и отошел. Прокофьев был резкий, сухой, педантичный человек. Если он назначал урок на 4.30, а студент приходил в 4.25, Прокофьев открывал дверь, говорил: «Еще пять минут», и прямо перед носом захлопывал дверь. Это была западная точность, но не очень приятная.

― Ваш знаменитый МММК  — Московский молодежный музыкальный клуб продолжает работу?

― Ему идет 48-й год. Человек тридцать из первых участников клуба ходят до сих пор. Тогда им было по 18 лет, сейчас они почти старики. В начале клуб был действительно молодежный — 40-летних мы уже не хотели принимать. Клуб был первым местом в стране, где можно было подойти с микрофоном к кому-то из публики, не договариваясь заранее, и дать ему высказаться. Меня спрашивали в райкоме партии: Вы знаете, что скажет тот или иной зритель? — Конечно, нет. — А как же вы позволяете ему говорить на весь зал? Выручал меня Хренников — он ко мне очень хорошо относился и часто служил для меня защитой. Когда умер Стравинский, я позвонил Хренникову и спросил: «Как я должен говорить о нем»? Он ответил: «Ты должен о нем говорить как о великом русском композиторе». Я поблагодарил, повесил трубку и с легкой душой говорил о нем как о великом русском композиторе.

Комментарии
Прямой эфир