Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Общество
В суд поступила жалоба на продление ареста фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Мир
Захарова заявила о готовности РФ оказать помощь по поиску вертолета с Раиси
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Алиев предложил Ирану помощь в связи с жесткой посадкой вертолета Раиси
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Происшествия
Cadillac насмерть сбил пенсионерку в центре Москвы
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Мир
ЕС задействует спутниковую систему для поиска вертолета с президентом Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси

Книги раздора

Политолог Авигдор Эскин — о том, кому больше всего повредит скандал вокруг библиотеки Шнеерсона
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Окружной суд Вашингтона постановил вчера, что правительство России должно выплачивать ежедневно движению любавических хасидов штраф в размере $50 тыс. покуда не вернет «библиотеку Шнеерсона». Эта уникальная коллекция включает около 12 тыс. книг и 50 тыс. ценных документов. Во время Первой мировой войны местечко Любавичи оказалось в зоне военных действий. Тогдашний глава этого движения перевез часть библиотеки в Москву, где доверил ее на хранение книжному складу Персица и Полякова. После прихода к власти большевиков библиотека была национализирована. Но не вся.

Часть библиотеки была вывезена в Нью-Йорк в канун Второй мировой войны. Со временем из-за нее разгорелся конфликт в самой хасидской общине.

Дело в том, что последний лидер движения, Менахем Мендел Шнеерсон, приходился зятем тому раввину Шнеерсону, которому изначально принадлежала библиотека. При этом американская часть коллекции находились в распоряжении семьи другого его зятя — раввина Шмарьягу Гурария, который также претендовал на титул нового любавического ребе. Поводом для перехода этой войны двух конкурентов в «горячую фазу» стала продажа ряда книг Барри Гурария, сыном Шмарьягу. Дело дошло до суда. И в январе 1987-го федеральный судья в Нью-Йорке Чарльз Сифтон вынес вердикт, что библиотека является собственностью движения, а не частным наследием. Это постановление и помогло сейчас хасидским адвокатам доказать окружному судье Ройсу Ламберту, что их официальная организация является единственным законным владельцем конфискованной библиотеки.

Однако весь вопрос в том, поможет ли это решение любавическому движению в России? Ведь уже с конца 1980-х годов хасиды предпринимают титанические усилия для овладения браздами правления еврейской религиозной жизнью на постсоветском пространстве. И в начале нулевых их усилия увенчались успехом, когда у основателя и первого президента Российского еврейского конгресса Владимира Гусинского возник серьезный конфликт с Кремлем. Российским властям понадобился влиятельный союзник в еврейской общине, в роли какового и выступил местный посланник любавического ребе Берл Лазар, успевший наладить довольно неплохие взаимоотношения с бизнесменами, близкими к так называемой «семье», вроде Льва Леваева, Бориса Березовского и Романа Абрамовича.

В итоге для власти созданная хасидами Федерация еврейских общин России (ФЕОР) стала ключевым представителем российских иудеев. А Лазар фактически сместил с поста главного раввина Адольфа Шаевича, руководившего еврейской общиной еще с советских времен.

Сложилась диковинная картина. Среди религиозных израильтян любавические хасиды составляют не более 2–3%. В США их позиции сильнее, но не намного. Эта группа отличается активностью, энтузиазмом и самоотверженностью. При всей своей малочисленности они умеют напоминать о себе повсеместно в странах диаспоры. Но в России они оказались правящим большинством. При этом, при всей важности их завоеваний, сегодня во всех городах страны не сыщешь и 2 тыс. соблюдающих Тору евреев. Но это не умаляет высокого политического и экономического статуса ФЕОР и близких к ней учреждений. Даже несмотря на выражаемое обитателями довольно высоких кабинетов недовольство тем, что лидеры ФЕОР чрезмерно ориентированы на США, где, собственно говоря, находится штаб-квартира любавического движения.

Теперь носители этих настроений получили дополнительный серьезный козырь. Ведь даже если руководству ФЕОР удастся продемонстрировать свою абсолютную непричастность к решению Окружного суда Вашингтона, трудно предположить, что российские власти не озаботятся поиском других союзников в еврейской общине.

Что же касается самих книг, то их конфискация едва ли может быть признана законной. Остается открытым вопрос о том, кому их надлежит передать и где хранить? Ультимативное требование перемещения их на территорию США может оспариваться с юридической точки зрения. 

Комментарии
Прямой эфир