Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В КСИР сообщили об установлении точного местоположения вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Происшествия
На востоке Москвы разгорелся пожар на площади 1,2 тыс. кв. м
Мир
Премьер-министр Финляндии Орпо допустил частичное открытие границы с РФ
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Евродепутат назвал возможное использование замороженных российских активов воровством
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Мир
В СМИ рассказали об отправке двух самолетов и 50 спасателей от РФ на поиски Раиси
Мир
Испания отозвала посла в Аргентине после слов Милея о жене премьера Санчеса
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Армия
Рядовой Акулов смог защитить подбитый танк от атак FPV-дронов ВСУ
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси

Shit Родины

Политолог Алексей Чадаев — о том, чего не заметили рецензенты нового романа Виктора Пелевина
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вампиры — это теперь модно. Причем мода на них все более сползает из haute couture к самому что ни на есть масспродукту. После «сумерек» и присущего им троекратного полтинника «оттенков» — и подавно. То-то же одна моя хорошая знакомая наморщила носик, услышав, что пелевинский «Бэтман Аполло» — сиквел Empire V: «Фу, а мне «Империя» совсем не нравится». Даром что сама — начинающая вамп. 

Но ведь грех же упустить тренд. Слишком бросается в глаза набирающая силу тирания кровососов. Нью-йоркские «оккупаи», сделавшие «1%» сверхбогатых главным собирательным образом своего врага, — тоже ведь об этом. Не прошло и четверти века с момента «падения Стены» и объявленного метрополией Конца Истории, а на повестке вновь оказались классовая война и эксплуатация высших низшими, причем в ее наиболее брутальной форме узаконенного кровопийства. Дедушка Ильич по ночам ехидно потирает ручки в своем Мавзолее: казалось бы, совсем уже окончательно умер — а дело-то живет. Живее всех живых.

То, что «конец истории» сам собой превратился в эдакий жутковатый «конец Светы», Пелевин тоже не мог не подметить. Его наблюдательность, похоже, с годами стала «более лучше»: казалось бы, давно уже ходячий памятник самому себе, почти как помянутый Ильич — сиди себе в лотосе и общайся с богами о вечном. Невнимательные, впрочем, именно так Бэтмана и прочитали: действительно, уж очень много в тексте ядреной гносеологии по части деконструкции субъекта. Каждая вторая из уже опубликованных в прессе рецензий сочится недоумением: ну зачем он так грузит? Но вся штука в том, что вся эта рефлексия познающего «Я» — даже в большей степени про нерв времени, чем очередная порция гэгов про небритые в знак протеста лобки жриц «норковой революции».

Стержень композиции романа — любовный треугольник, где главный герой оказывается зажат в тиски выбора между Родиной-Матерью (она же Гера, Иштар и Великая Мышь) и Софией Премудростью (она же Душа Мира, она же — alter ego мирового Императора). Но оппозицию этих двух женских начал подпирает другая, мужская и ницшеанская — между «дионисийским» и «аполлоническим» началами культуры: для того чтобы ее ввести, Пелевину пришлось отождествить Дракулу с Дионисом, а мирового Императора, соответственно, с Аполлоном. Родина, таким образом, оказывается одним из последних оплотов маргинализующегося «дионисийства» — тем из немногих мест, где всё еще возможно найти опору для сопротивления всепоглощающему Порядку, который даже борьбу с собой научился делать эффективнейшим инструментом собственной власти. 

Протагонист романа, Рама Второй, решает для себя известную дилемму поросенка Петра — но она оказывается куда более сложной, когда выясняется, что бежать нужно главным образом из собственного «Я», и не куда-нибудь, а в буддистское небытие. Само «Я» оказывается духовным ГУЛАГом, мешающим узреть изначальный божественный свет и обрекающим тебя на вечные «галеры» целерациональной эксплуатации. Единственной, пусть слабой и ненадежной, защитой от которой оказывается «Shit Родины» — боль и пустота, производимые в товарном количестве в родных палестинах даже и до сих пор. Бороться с Императором невозможно, потому что борьба с ним — это и есть он сам; но в ситуации принуждения к выбору по модели «Да или Нет?» всегда есть третий, неочевидный, но единственный, по-настоящему достойный вариант ответа: «А пошли вы...»

Кто этого не понимает — тот слаб. Забавно, что рецензенты в один голос описывают «Бэтмана» как 500 страниц заумных философских рассуждений, куда, словно бы как протез, воткнут фельетон про московские зимние протесты. Как же это надо было читать? А вот так и читать: намертво проигнорировав главную «политическую» идею текста — что тот «режим», против которого ты выходишь бороться, — это ты же сам и есть. И единственный способ победить его по-настоящему — победить его в себе. 

Но это слишком сложно для цирка. Впрочем, когда главный герой в финале романа ходит по Тверскому бульвару в футболке с надписью Occupy Pussy — и его, как и предписано современным сценарием «подвига», винтят за это менты, он сообщает им и снимающим этот процесс журналистам, что его претензии к миропорядку куда более фундаментальны, чем им всем кажется. Но здесь, учитывая любовную линию романа, всё как раз несколько проще для понимания: будучи обречен исключительно на виртуальный секс, герой и не может предъявить миру никакой другой более волнующей его проблемы. 

Притом что встроенный в роман учебник соблазнения от графа Дракулы также по-своему безупречен. По сути, задача ставится так, чтобы объяснить женщине: понимаешь, дорогая, звезды так сошлись, что нам с тобой нужно переспать, причем прямо сейчас. Тем самым снимая и с нее, и заодно с себя всякую ответственность за последующее. Ибо ее, этой ответственности, все и стремятся избежать, тщательно отстраивая себе полностью комфортную позицию жертвы. Не случайно в покоях Императора внезапно возникает образ Айн Рэнд в костюме доминатрикс с соответствующими причиндалами: сама необходимость «управлять миром» проистекает именно из всеобщего желания переложить ответственность с себя на кого угодно, лишь бы тому вообще была охота с этим связываться. 

Впрочем, это опять про «режим», он же по совместительству и «протест». Бедолага Бэтман стремится облегчить и «цивилизовать» человеческие страдания, заменив реальную кровь и войну ее безопасными симуляторами в виде интерактивной цифровой реальности, подключая для этого все новейшие достижения вроде «психологии счастья» Чиксентмихайи и вырастающие из нее доктрины «геймификации» действительности; но в этом его стремлении есть фундаментальный изъян: сама человеческая природа с ее диалектикой страдания/наслаждения слишком быстро различает обманку. И требует своего — «развиртуализации», иначе говоря, «настоящего». И ладно бы речь шла о сетевом знакомстве — а если о воплощении реальности шутера с брызжущей во все стороны кровищей? 

Интересно, Брейвику в его евротюрьме разрешают компьютерные игры?

Комментарии
Прямой эфир