Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении БПЛА над Белгородской областью
Общество
В Москве проходит акция «Георгиевская ленточка»
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Сирия с 1 мая ввела электронные визы
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
СБУ обвинила митрополита канонической УПЦ в разжигании межрелигиозной розни
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Мир
У представительства ЕС в Кишиневе прошел митинг в защиту Дня Победы
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Туризм
Шри-Ланка продлила выдачу бесплатных виз россиянам
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Политолог назвал поддержку Латвией ударов Украины по РФ очередной провокацией
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье

Авиакомпании судятся с ФАС из-за обвинений в ценовом сговоре

«Сибирь» и «ЮТэйр» подали иски к антимонопольной службе, которая грозится наказать перевозчиков крупными штрафами
0
Авиакомпании судятся с ФАС из-за обвинений в ценовом сговоре
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марина Иванова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Авиакомпании «ЮТэйр» и «Сибирь» оспорили предписание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая обвинила перевозчиков в ценовом сговоре при продаже авиабилетов на рейсы Москва–Иркутск. Таким образом авиакомпании пытаются не только избежать санкций со стороны властей, но и доказать свое право на гибкое ценообразование.

С начала 2011 года ФАС возбудила против авиакомпаний в общей сложности около 30 дел, при этом особенно жарким выдалось прошедшее лето. Только в августе антимонопольщики обнаружили сразу несколько ценовых сговоров, в частности, на маршрутах Москва–Иркутск, Москва–Пермь. Кроме того, признаки ценового сговора были обнаружены на рейсах из Москвы в Читу. По иркутскому эпизоду нарушителями были названы авиакомпании «ЮТэйр», «Аэрофлот», «Сибирь» (бренд S7) и «Уральские авиалинии». Авиакомпаниям было предписано устранить нарушения.

Сами нарушители не согласились с решением ФАС. В середине сентября компания «ЮТэйр» подала иск к ФАС по иркутскому делу, а 23 числа с иском к антимонопольщикам в суд обратилась компания «Сибирь». «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» иски пока не подавали, но в обоих делах они привлечены в качестве третьих лиц. В «Сибири» отметили, что это не первый иск к ФАС: в этом году в отношении компании были вынесены два решения о монопольно высоких ценах на маршрутах Новосибирск–Анапа и Новосибирск–Сочи. Оба предписания были обжалованы. Решение Пермского управления ФАС, которое 17 сентября уличило авиаперевозчиков в сговоре на маршруте Москва–Пермь, в компанию еще не поступило. По поводу этого предписания также планируется подавать иск в арбитражный суд. Результатом политики тотального оспаривания явилось то, что, в частности, «Сибирь» не заплатила ни рубля штрафов по предписаниям ФАС.

Аналогичной стратегии придерживается и «ЮТэйр» — компания оспаривает все претензии антимонопольщиков. Кроме обращения в суд у компаний есть альтернатива — опротестовать решение региональных отделений в центральном аппарате ФАС. Однако обычно компании сразу обращаются в суд. Штрафы по подобным предписаниям не очень большие. Например, в деле о прекращении продажи дешевых билетов между Москвой и Ростовом-на-Дону, по которому разбирательства в суде продолжаются, речь идет о штрафе в 8 млн рублей. Однако в данной ситуации авиакомпаниям важно доказать свою правоту в принципе. Как пояснили в «ЮТэйр», важно отстоять то, что цена билета — очень гибкий показатель, она складывается в условиях рынка конкретного региона с учетом конкуренции, пассажиропотока, а также аэропортовых затрат. 

— Авиаперевозки по определению не могут быть дешевыми с учетом затрат на их выполнение, в том числе на обеспечение требуемого уровня безопасности полетов, — пояснили в «ЮТэйр».

Источник, близкий к «Аэрофлоту», пояснил, что на любых направлениях авиакомпании смотрят за ценами друг друга и это происходит в любом бизнесе.

— Перевозки по России убыточны и в высокий сезон цены выше, потому что необходимо компенсировать убытки низкого сезона. Такие предписания ФАС — это путь к зарегулированию отрасли, — уверен источник.

Как пояснил «Известиям» начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Рутенберг, поток жалоб на авиакомпании исходит от самих пассажиров. Ведомство вынуждено их рассматривать.

— В первую очередь это связано с непонятным ценообразованием на авиаперевозки — когда цена прыгает — и резким ростом цен. Люди, которые обращаются, приводят примеры, когда они видят кратное повышение цен по сравнению с предыдущим годом, — отметил Рутенберг.

Как поясняет руководитель антимонопольной практики Art de Lex Ярослав Кулик, арбитражное разбирательство более выгодно компаниям, так как полноценной апелляции в центральном аппарате ФАС по сути не существует, жалобы рассматриваются в закрытом режиме, а не в состязательном процессе.

— Картель — самое опасное нарушение антимонопольного законодательства. С нарушителя взимается оборотный штраф, и он может быть достаточно высокий, — подчеркивает Кулик.

Кроме того, отмечает эксперт, компании таким образом защищают свою репутацию.

Комментарии
Прямой эфир