Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Армия
ВС РФ ударили по украинскому эшелону в районе Удачного в ДНР
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистру обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Россия догоняет Америку по стоимости железнодорожных перевозок

А тарифы на перевозку угля у нас уже превзошли заокеанский уровень
0
Россия догоняет Америку по стоимости железнодорожных перевозок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Решение о заморозке тарифов естественных монополий, в том числе РЖД, на 2014 год пришлось весьма кстати — ведь стоимость доставки грузов по железной дороге в России уже догоняет соответствующие показатели в США. Если в 2005 году американские грузоотправители платили на 34,6% больше российских, то по итогам 2012 года этот разрыв сократился до 18,6%, говорится в исследовании Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).  

По данным ИПЕМа, уже сейчас перевозка некоторых грузов обходится в США дешевле, чем в России. Например, в США расходы на перевозку 1 т угля ниже на 2,6%. В России на уголь приходится 24,2% железнодорожных грузов, при этом его перевозка считается убыточной для железнодорожников. В Америке перевозки всех без исключения видов грузов для перевозчиков являются прибыльными.

Представитель РЖД подтверждает, что перевозки каменного угля нерентабельны для компании как внутри страны, так и на экспорт. По итогам 2012 года убытки РЖД от перевозки угля оценивались в 79 млрд рублей.

— Для РЖД это не может считаться нормальным экономическим явлением, — говорят в пресс-службе компании. — При средней себестоимости перевозок 1 т груза на 10 км в размере 3,93 рубля мы в 2012 году возили уголь при средней доходной ставке 1,68 рубля, а на экспорт через порты — за 1,35 рубля (в текущем году доходная ставка при экспортных перевозках через порты еще ниже — 1,26 рубля).

И хотя перевозка большинства грузов в России пока обходится дешевле, чем в США, расходы отечественных грузовладельцев растут быстрее. За последние семь лет тарифы на железнодорожные перевозки в России выросли более чем в два раза. Поэтому вскоре стоимость перевозки грузов может сравняться. 

Это, в свою очередь, несет негативный эффект для экономики, который заключается в росте стоимости товаров на внутреннем рынке, снижении конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке и увеличении инфляции, отмечают эксперты ИПЕМа.

В РЖД напоминают, что свою лепту в рост стоимости перевозок внесли частные железнодорожные операторы — владельцы вагонов. Так, с 2003 по 2011 год доля вагонной составляющей в стоимости перевозки увеличилась с 15 до 23%. 

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что высокие транспортные издержки связаны с тем, что железнодорожные перевозки — неконкурентный сектор. По его мнению, есть конкуренция между операторскими компаниями, но конкуренции между перевозчиками нет, потому что перевозчиком, который совмещает операторские и функции по перевозке грузов, остается РЖД.

— Но делать вывод о том, что конкурентоспособность наших товаропроизводителей низкая из-за высоких тарифов — значит, преувеличивать этот фактор. Гораздо сильнее сказывается недостаточный уровень конкуренции как в целом в экономике, так и в сфере железнодорожных перевозок, — поясняет Николаев.

Из-за неправильно расставленных акцентов, по его мнению, появилось решение заморозить тарифы, чтобы повысить конкурентоспособность, тогда как более правильный путь — формировать конкуренцию, которая заставит и производителей, и перевозчиков снижать издержки.

— В США дороги принадлежат не монопольным собственникам, сеть более развита, поэтому существует конкуренция, — комментирует менеджер по работе с подрядчиками FM Logistic Радмила Тейфель. — А наши операторы, пользуясь ситуацией, завышают ставки.

По мнению руководителя отдела мультимодальных перевозок компании «ЛогЛаб» Игоря Молчаренко, рост тарифов в России обусловлен изношенностью железнодорожного полотна.

— На его модернизацию требуются значительные финансовые вливания, соответственно, тарифы на перевозки повышаются, — резюмировал он. 

Эксперты ИПЕМа отмечают, что напряженной остается ситуация не только с железнодорожными перевозками, но и с тарифами на услуги других естественных монополий. Так, Россия еще осенью 2012 года по уровню цен на электроэнергию для промышленных потребителей превзошла США. Виной этому как форсированный рост цен и тарифов в российской электроэнергетике, в первую очередь в сетевом комплексе, так и тот эффект, который оказала сланцевая революция на внутренний рынок газа Соединенных Штатов.

— Цены на газ пока еще в нашу пользу, — комментируют представители ИПЕМа, — но, учитывая опять же последствия сланцевой революции в США и неуклонного повышения тарифов на газ в России, не за горами тот день, когда мы сравняемся и по этому показателю.

Крупнейшие российские грузоотправители неоднократно обращали внимание властей на чрезмерный, по их мнению, рост тарифов монополий. К примеру, в июле на совещании под председательством Дмитрия Медведева президент НП «Русская сталь» (объединяет крупнейшие сталелитейные предприятия России), генеральный директор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов указал, что ситуация с тарифами на железнодорожные перевозки продолжает оставаться напряженной. Он подчеркнул, что металлурги надеются, что тарифы естественных монополий и, в частности, железнодорожные тарифы на перевозку не будут расти темпом, превышающим темпы инфляции. По его мнению, целесообразно будет заключать с перевозчиками долгосрочные соглашения по уровню тарифов.

Комментарии
Прямой эфир