Алексей Немерюк: «Американский фастфуд мы на ВДНХ не приглашали»

В конце июля — начале августа в Москве впервые пройдет фестиваль варенья, когда известные ресторанные сети будут показывать горожанам мастер-классы, делиться рецептами и угощать только что сваренным лакомством. Об этом, а также о том, какие возможности предоставит рестораторам ВДНХ, какие льготы магазины могут предложить крымским поставщикам, какие российские и зарубежные торговые сети приглашаются в нестационарную торговлю, рассказал глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.
— Алексей Алексеевич, сейчас все обсуждают новые нормы антитабачного закона. Ваш прогноз: как отразится на ресторанах и кафе запрет на курение?
— Думаю, что они особо не пострадают. Ведь все окажутся в совершенно равных условиях. Мы им со своей стороны рассказали, что надо делать, какие штрафные санкции их ждут, как будет тяжело им жить, если они не станут соблюдать законодательство.
— Недавно для рестораторов появилась новая большая площадка — модернизируемая территория ВДНХ. Кто туда придет?
— Ресторанные сети «Гинза» (Ginza Project, владелец заведений «Оки Доки», «Песто кафе», «Балкон», «Пряности & радости» и др. — «Известия»), заведения Аркадия Новикова (Novikov Group, Аркадия Новикова, владелец заведений Bolshoi, «Чайковский», «Чердак» и др. — «Известия»), Деллоса (Андрей Деллос, владелец ресторана «Пушкинъ», «Манон», «Шинок», «Турандот» и др., а также сети закусочных «Му-Му». — «Известия») сейчас заходят, знакомятся, рассчитывают, анализируют капитальные вложения, сроки их окупаемости. Фуд-корт на ВДНХ будет делать «Гинза». Там будет большая летняя площадка с зонтами, столами, стульями. Американский фастфуд - McDonald's и Burger King - мы туда не приглашали.
— Москвичи ждут летней городской ярмарки. Тематика уже определена?
— Летом в Москве впервые пройдет фестиваль варенья. Это будет либо конец июля, либо начало августа — время, когда москвичи активно заготавливают фрукты и ягоды. В прошлом году такой проект делали известные ресторанные сети на нескольких городских рынках. Это те же «Гинза», «Новиков», Деллоса. Рестораторы готовы будут предложить свои рецепты, провести мастер-классы, а потом посетители смогут попробовать то варенье, которое сварено у них на глазах. Будут интересные блюда, множество рецептов варенья — как традиционные, так и не известные широкому кругу населения. В прошлом году на Даниловском рынке варили действительно уникальное варенье, чуть ли не из еловых шишек с добавлением других ингредиентов, и получалось вкусно. Такое сам не сваришь, так что проект интересен не только тем, у кого нет дачи. Мы рассчитываем, что приедут коллеги из других стран, скажем, из Армении, где очень много рецептов. Может быть, кто-то приедет не с нашего постсоветского пространства, а из дальних стран, мы переговоры пока ведем.
— Сейчас самый сезон для ярмарок выходного дня. Там теперь только фермеры? Или новые правила, когда участники подают заявки в электронном виде, не помогли избавиться от перекупщиков?
— Перекупщики остались. Но в их существовании нет проблемы. Это или фермеры, которые добирают у других фермеров товар, чтобы у них был больше ассортимент. Или это люди, которые берут товар с той же овощебазы, что и магазин, но продают без магазинной наценки. Так что для москвичей это в любом случае неплохо. Жалобы на перекупщиков есть, но их не очень много — на 4 тыс. мест около 200 жалоб.
— Говорилось, что на этих ярмарках появятся крымские товары, но их не видно.
— Мы пригласили коллег из Крыма еще месяц назад. Мы готовы предоставить им места на ярмарках выходного дня бесплатно. Но пока конкретных предложений от них не поступило.
— А магазины тоже могут предложить льготные условия для крымских поставщиков?
— Мы можем договориться, чтобы льготные условия действительно были, поговорим с федеральными сетями. Например, это может быть отсрочка платежа, приоритетная выкладка их продукции в магазине и иные меры. Другое дело, будут ли готовы поставлять товары наши крымские коллеги.
— На рынке нестационарной торговли должен появиться новый формат — так называемые объекты шаговой доступности. Придут ли туда сетевики? И когда пройдут аукционы?
— Думаю, первые объекты будут выставлены в начале июля. Сначала их будет 20, а в целом по городу их может быть 200 штук. Сетевики сейчас смотрят. Мы предложили им участвовать в аукционах на размещение таких объектов. Это Х5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». — «Известия»), «Ашан», Мetro. Мы вели переговоры с 7-Еleven (американская сеть магазинов шаговой доступности. — «Известия»). Но пока какого-то конкретного результата не добились. Для того чтобы понять, насколько этот формат жизнеспособен, мы предложили сетевикам сделать пилот в подземных переходах. В настоящее время Х5 и Metro этот вариант прорабатывают.
— Условия пилота?
— Город готов пойти навстречу и выставить минимальную цену аренды, но только при условии, если цены в этих магазинах будут не выше цен в стационарных предприятиях сетей. Конкретную стоимость аренды назвать сейчас сложно, потому что всё зависит от расположения перехода, площади магазина и многих других факторов.
— Владельцы газетных киосков просят мэрию разрешить им продавать помимо газет и журналов кофе и еду, чтобы повысить рентабельность. Разрешите?
— Прохладительные напитки и снеки — почему бы нет. Но чай, кофе, сэндвичи, сосиски — однозначно нельзя.
— Как вообще будет изменяться рынок нестационарной торговли? Сколько таких объектов нужно Москве?
— Если есть неудовлетворенный потребительский спрос, его можно удовлетворить разными способами: открыть стационарное предприятие, организовать временное мероприятие — например ярмарки выходного дня, поставить нестационарный объект. Поэтому считать, сколько городу нужно киосков, неправильно, лучше говорить о количестве квадратных метров торговых площадей. Если взять Минск — там вообще нет объектов нестационарной торговли. А в Киеве их больше 40 тыс. Сейчас в Москве примерно 7,7 тыс. таких объектов.
— Вы говорили о возможных налоговых льготах для социально значимых магазинов. Когда они могут появиться? Кто и по каким критериям будет определять, какой магазин является социально значимым?
— Это может быть в центральной части города, где не хватает продовольственных магазинов с недорогим ассортиментом. Там в основном магазины элитного класса — «Азбука вкуса», «Глобус гурмэ», «Бахетле». А «Магнолии», «Пятерочки» или еще какого-то недорогого варианта здесь нет. Но нужно четко понимать, будет ли такой магазин здесь работать. Есть много консалтинговых компаний, которые могут это просчитать. Мы собираемся провести такой анализ. Должно быть четкое понимание, какие покупатели живут в разных районах. И какого формата им нужен магазин — шаговой доступности, супермаркет, а может, и гипермаркет. Проанализировав это, можно понять, действительно ли в центре есть дефицит платежеспособного спроса или его нет.
— Почему в Москве не очень активно развивается вендинговая торговля?
— Наверное, потому, что еще не появилось моделей, которые бы нормально работали на улице. Всё, что мы видим, это скорее офисные варианты. Они требуют бережного обращения, определенных температурных условий, охраны. А поставить на улице объект, в котором лежит товар на 100–200 тыс. рублей, есть отделение для денег — это пока концепция сыроватая. Хотя разработан киоск «Все сам» именно для размещения на улице, и в ближайшее время он должен появиться.
— В 2012 году мэрия упростила правила размещения вендинговых автоматов в учреждениях. Они там появляются?
— Да, появляются. Вот в департаменте торговли на третьем этаже три автомата уже стоят. В среднем в 2012 году было порядка 20 тыс. машин. Сейчас уже 30–35 тыс., но, как и прежде, уличные автоматы не в приоритете.
— В прошлом году в метро в рамках пилота работал магазин дистанционной торговли. Товары можно было выбрать по картинкам и QR-кодам, размещенным на стендах на станции «Выставочная». Правда, сейчас магазин уже не работает. В городе будут появляться подобные проекты?
— Не все форматы торговли, которые есть за рубежом, подходят для нашего менталитета. У японцев в Токио 0,5 млн вендинговых автоматов. А у нас на улицах их мало. Надо проанализировать, почему не пошел проект. Либо формат не тот, либо место неудачно выбрано, либо подборка товаров не подходит, либо была сложность в выборе товара и его заказе.
— Город уже 3 года пытается продать принадлежащие ему сельскохозяйственные рынки, но так ни одного из девяти не продал. Дело только в завышенной цене?
— Там достаточно жесткие условия по продаже. На протяжении 20 лет нельзя менять профиль, на протяжении нескольких лет надо сохранить штатную численность персонала, который там работает. А в целом сельхозрынки в том виде, в котором они в городе есть, — это одноэтажные строения с торговым залом, — не генерируют доход, который можно было бы получить при организации на этой территории офисно-делового или торгово-развлекательного комплекса. Поэтому срок окупаемости проекта будет больше. Будут ли меняться условия, мы сейчас смотрим.