Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Здоровье
Педиатр указала на опасность авиаперелетов для малышей
Мир
Американский постпред при ООН не упомянула США в контексте бомбардировок Нагасаки
Армия
МО рассказало о спасшем более 10 сослуживцев старшем прапорщике Збаразском
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Небензя назвал целью резолюции США по ядерному оружию в космосе очернение РФ
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Белом доме заявили об отсутствии цели запретить TikTok в США
Армия
Депутаты внесли законопроект о досрочной демобилизации многодетных отцов

Пермские правозащитники просят спасти музей политических репрессий

По их мнению, областные власти намерены закрыть музей, посвященный ГУЛАГу. Чиновники уверяют, что намерены не ликвидировать, а развивать музейный комплекс
0
Пермские правозащитники просят спасти музей политических репрессий
Фото: perm36.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ассоциация жертв политических репрессий и пермское краевое отделения правозащитного общества «Мемориал» направили обращения на имя президента России и в Министерство культуры с просьбой помочь общественникам вернуть им Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36». Как утверждают правозащитники, власти Пермского края отстранили их от управления музеем памяти, сократили штат работников музея, а в настоящее время готовятся к окончательному его закрытию.  

Само название — «Пермь-36» — было неофициальным наименованием советской исправительно-трудовой колонии (ИТК-36) строгого режима, в которой отбывали сроки осужденные за «особо опасные государственные преступления». Открыта она была в первом послевоенном, 1946, году и продолжала существовать еще долго после смерти Сталина.

Среди знаменитых узников колонии, которых осудили за «антисоветскую агитацию и пропаганду», писатель и один из основателей диссидентского движения в СССР Владимир Буковский, правозащитник и депутат Госдумы 1–3 созывов Сергей Ковалев, основатель и первый руководитель МХГ, а ныне профессор Корнелльского университета Юрий Орлов, Натан Щаранский и многие другие.

Член правления пермского отделения «Мемориала» Роберт Латыпов сообщил «Известиям», что ныне «Пермь-36» является музеем с организационно-правовой формой автономной некоммерческой организации (АНО), а учредителями на равных правах являются администрация края и международное общество «Мемориал»

— Музей ГУЛАГа находится в 100 км от Перми, и всегда его финансирование велось из муниципального бюджета различными методами. Сперва — официально, а когда музей перешел в формат АНО, его финансировали как просветительский проект. Первые попытки властей закрыть учреждение начались с приходом губернатора Виктора Басаргина год назад, — рассказал он. — Тогда отменили ежегодный фестиваль «Пилорама», который проходил на территории музея и помогал ему привлекать спонсоров от различных фондов. С 1 января 2014 года было прекращено финансирование, но мы просили коммунальщиков и оставшихся сотрудников подождать, поскольку власти обещали финансирование возобновить.

Латыпов заметил, что, несмотря на многократные обещания решить проблемы музея, со стороны власти правозащитников ждала абсолютно неожиданная методика этого решения.

— В феврале состоялось совещание в краевом правительстве, где музей обещали перевести в статус автономного бюджетного учреждения и оплатить долги, но 1 апреля стало известно, что власти передумали. Тогдашнего директора Татьяну Курсину уволили, а электричество и горячую воду отключили. Директором была назначена бывший замминистра культуры края Наталья Семакова, — рассказал Латыпов. — Теперь музей пустует. Коммунальные услуги отключены с 1 апреля, основной штат сотрудников покинул здание, музей закрыт для посещений. Мы подозреваем, что краевые власти хотят полностью закрыть комплекс, и хотим воспрепятствовать этому.

Сами пермские власти не согласны с обвинениями правозащитной организации «Мемориал». Руководитель администрации губернатора Пермского края Алексей Фролов заявил «Известиям», что мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий никто закрывать не собирается.

— Наоборот, он передан в ведение госучреждения, что подразумевает защищенную строку в бюджете региона на содержание музея, в том числе это коммунальные платежи, выплата зарплат его сотрудникам и прочие нужды. Таким образом, если раньше общественникам приходилось рассчитывать только на различные гранты, искать деньги по всему миру, то теперь средства предусмотрены даже не на один год, а как минимум на ближайшую трехлетку, — пояснил чиновник. — Это позволило приступить к разработке планов долгосрочного развития музейного комплекса, этим мы сейчас активно занимаемся.

Отстраненный директор мемориального комплекса «Пермь-36» Татьяна Курсина, как и правозащитники, сомневается в дальнейшей работе музея и подтверждает информацию о том, что на данный момент он никак не функционирует.

— Сегодня комплекс не обеспечен электроэнергией и горячей водой. Музей закрыт для посещения и пустует, — заверила Курсина. — По утверждению властей, музей они хотят сохранить, даже готовы пожертвовать ценным кадром — замминистра культуры края, чтобы она возглавила структуру, чем она и занимается с 28 мая. Однако учреждение не функционирует.

Член комиссии СПЧ по исторической памяти Николай Сванидзе считает, что если бы краевые власти хотели найти деньги на содержание музея, это не составило бы для них особой проблемы.

— Если бы они хотели найти денег на музей, они бы это сделали, — отметил он. — Но администрация края полагает, что сейчас важно говорить не о скорбном, а о светлом и позитивном. Хотя это большая ошибка, которая демонстрирует неуважение к нашему прошлому. Надеюсь, ситуация будет исправлена достойным образом.

Стоит заметить, что есть и противники существования подобных музеев.

— Мы не считаем, что перегибы государственного управления Сталина были так уж существенны, чтобы делать из них вечные мемориалы. В составе ГУЛАГа было много трудовых исправительные учреждений. У нас, например, есть известная колония в Мордовии. Мы же не делаем из нее музей политической истории современной России, — заметил лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин. — Для «Перми-36» просто наступил момент, когда из нее сделали мрачный памятник СССР, каковым его представили развалившие страну в 1990-е годы бандиты.

Несмотря на разное отношение к существованию музея «Пермь-36», в 2004 году Фонд мировых памятников включил советскую колонию в список 100 особо охраняемых памятников мировой культуры. Рассматривается вопрос о включении музея в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Комментарии
Прямой эфир