Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава ВОЗ заявил о крайне тяжелой ситуации в Газе и призвал Израиль снять блокаду
Мир
На Украине водители массово отказываются работать из-за усиления мобилизации
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обнаружения тела ребенка в реке в Москве
Общество
Автомобилистам в Москве рекомендовано быть внимательнее из-за тумана
Политика
В Госдуме объяснили отказ ООН принять проект РФ об оружии в космосе
Мир
Маск высмеял роль США «в защите демократии» на Украине
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Мир
Зеленский заявил о желании Киева видеть Китай на саммите в Швейцарии
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву

Инвесторы опасаются покупать старинные усадьбы через посредника

Эксперты предполагают, что со сменой руководства министерства контракты с «Распорядительной дирекцией Минкультуры» о приобретении памятников архитектуры могут быть оспорены
0
Инвесторы опасаются покупать старинные усадьбы через посредника
Ворота на въезде в усадьбу «Гребнево». Фото: wikipedia.org
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 25 декабря купить себе старинную российскую усадьбу может любой желающий, в том числе иностранный гражданин (в отношении зарубежных юридических лиц ограничений тоже нет). Впервые в истории шесть подмосковных усадеб, принадлежащих государству, будут проданы с аукциона. Ударом молотка Минкультуры начинает проект «Зеленый коридор», цель которого — найти общий знаменатель между спасением памятников архитектуры и интересами частных инвесторов.

Как именно будет использоваться памятник — личное дело инвестора. Он может открыть отель или ресторан, а может превратить усадьбу Герцена, например, в свое собственное имение.

Отобрать имущество могут в двух случаях: если реставрация не состоялась в течение 7 лет и если инвестор нарушил требования охранного законодательства.

Проект реализует ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры» (100-процентная госкомпания, приватизировавшая памятники у Росимущества). 

— Бояться инвесторам нечего, — заявил «Известиям» советник гендиректора «Распорядительной дирекции» Алексей Ситнин. — Государство в лице Минкультуры спит и видит, чтобы процесс сдвинулся с мертвой точки, ведь от руин не может быть ничего хорошего. Если собственник восстановит памятник, все будут счастливы.

Счастливый победитель аукциона единовременно выплачивает дирекции часть денег (не более 20%) и получает беспроцентную рассрочку на остальную сумму. Начинается процесс реставрации, который идет под строгим контролем «Распорядительной дирекции». Когда усадьба восстановлена, она окончательно переходит в собственность нового владельца.

Однако инвесторы опасаются, что наличие посредника — «Распорядительной дирекции» — создаст серьезные риски: когда в коридорах власти появятся новые люди, им будет нетрудно отменить контракты, заключенные не с государством, а с ОАО.

— Мне непонятно, почему между государством и инвестором должна стоять «Распорядительная дирекция», — пояснил «Известиям» председатель совета директоров компании ASG Алексей Семин, который организовал реставрацию нескольких руинированных усадеб в Подмосковье. — Ведь это акционерное общество, а любое акционерное общество существует для получения прибыли. Зачем нам этот посредник?

Семина смущает то, что в договоре купли-продажи обязанности инвестора прописаны подробно, а права — обтекаемо.

— Например, в документе сказано, что я должен оплачивать услуги технадзора, но конкретная сумма не определена. А вы же понимаете: когда есть монополия, суммы могут быть самые разные,— сетует инвестор.

Его также беспокоит принцип выбора фирмы-реставратора: согласно договору, она определяется совместным голосованием инвестора и «Распорядительной дирекции» по принципу «50 на 50».

— Ну, допустим, случилась ничья — и что дальше? — не находит ответа Алексей Семин.— В общем, где тут «Зеленый коридор», я не понимаю. На таможне это означает свободное перемещение. Здесь же я не увидел никаких преференций, кроме одной: платите, платите, платите. Считаю, что «Зеленый коридор» не выдерживает никакой конкуренции с «Рублем за метр» (программа долгосрочной аренды памятников. — «Известия»).

Глава адвокатской коллегии «Жорин и партнеры» Сергей Жорин разделяет опасения инвестора.

— Не хочу поднимать лишнюю шумиху, но я лично участвовал в судебных процессах, где очень известные люди, купившие недвижимость у московских властей, судились с департаментом имущества и СГУП по продаже имущества. Чиновники отменяли решения СГУП, ссылаясь на то, что должностное лицо, принявшее решение, не имело на то полномочий. Именно этого опасаются покупатели — что сегодня «Распорядительная дирекция» подпишет контракт, а потом, когда сменится министр культуры, власти признают этот контракт незаконным, — рассказал адвокат.

Однако Алексей Семин, несмотря на претензии к «Зеленому коридору», не исключил своего участия в аукционе.

— Объекты уникальные, они нам нужны, — признался он.

Разыскать его потенциальных конкурентов оказалось затруднительно: ни «Распорядительная дирекция», ни Российский аукционный дом (он выиграл тендер на проведение процедуры) еще не знают, кто придет на аукцион 25 декабря. Пресс-секретарь аукционного дома Алина Куберская рассказала «Известиям», что из-за необходимости вносить крупный задаток инвесторы подают заявки в последний момент.

Защитники культурного наследия, опрошенные «Известиями», «Зеленый коридор» поддерживают, но настаивают на жестком контроле за сохранением памятников.

Председатель подмосковного общества охраны памятников и советник министра культуры Евгений Соседов приводит в пример историю дома в Подсосенском переулке в Москве: переданный инвестору по программе «Рубль за метр» особняк лишился деревянного этажа, взамен которого появился бетонный. Для арендатора (ООО «Старый квартал») инцидент был исчерпан штрафом в 30 тыс. рублей. Столичный комитет по охране наследия подписал документы теперь уже на «воссоздание деревянных стен», которые еще недавно можно было отреставрировать.

Авторы «Зеленого коридора» обещают, что в таких случаях будут расторгать договоры, но понятно, что утраченным памятникам это уже не поможет.

Ранее сообщалось, что на аукцион 25 декабря попадут пять усадеб — дача Ивана Александренко (начальная цена — 20,9 млн рублей), усадьба «Никольское-Урюпино» (925,4 млн), усадьба Татищева «Болдино» (4,5 млн), усадьба Герцена «Перхушково» (136,9 млн) и «Покровское-Засекино» (26,1 млн).

Однако «Известия» выяснили, что впоследствии к списку лотов была добавлена усадьба «Гребнево» (ценник пока не выставлен). Еще один объект («Дедешино») проходит кадастровые процедуры и будет продан в следующем году.

Наряду со скромными участками подмосковной земли в список попали и весьма обширные поместья: так, лот «Никольское-Урюпино» включает в себя 112 га драгоценной земли в Красногорском районе и 2 тыс. кв. м недвижимости.

Путь к этому рискованному и амбициозному проекту был долгим. Еще в 1994 году Борис Ельцин подписал указ, разрешающий приватизацию памятников ­— но только местного значения. На практике закон буксовал. В 1999 году известный бизнесмен Владимир Брынцалов взял в аренду упомянутое выше «Никольское-Урюпино», обязавшись отреставрировать его в обмен на право собственности. Суд даже «спустил» усадьбу из разряда федеральных памятников в местные. Но право собственности Брынцалову всё же не досталось, и реставрировать усадьбу он не стал.

Спустя 3 года случилось классическое «стечение обстоятельств»: в разгар разбирательств между государством и частными инвесторами, пришедшими на смену Брынцалову, разгорелось и главное здание усадьбы. Пожар продолжался два дня.

В 2002 году был принят закон об охране культурного наследия, который разрешал продажу частным лицам уже не только местных, но и региональных и федеральных памятников. Несколько лет из-за отсутствия нормативной базы на него действовал мораторий.

— А когда мораторий сняли, обнаружилось, что закон никому не нужен, только недобросовестным инвесторам, стремящимся всё снести, — рассказал «Известиям» Евгений Соседов. — С тех пор никакого бума продаж не случилось. Только сейчас государство впервые предложило механизмы, интересные бизнесу.

В 2012 году московские власти запустили программу «Рубль за метр»: инвестор, взявший на себя реставрацию памятника, получал его в аренду за символическую плату. В 2013-м к программе подключилось Подмосковье. К настоящему времени она действует в отношении 12 объектов в Москве и семи — в области.

Ситуация может вновь измениться после 22 января 2015 года — тогда вступит в силу 315-й федеральный закон, касающийся приватизации памятников. Он предусматривает прямые сделки между инвестором и государством и может оказаться привлекательнее для бизнеса, чем «Зеленый коридор» — но лишь в том случае, если сами власти разочаруются в последнем.

В случае же успеха стартового аукциона «Коридор» может разрастись за считанные месяцы. «Распорядительная дирекция» уже подала заявки на передачу ей в собственность еще 30 памятников архитектуры.

Комментарии
Прямой эфир