Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Крыму призвали Запад остановить идущие на Украину эшелоны с оружием
Мир
Келлог пообещал России жесткие санкции при отсутствии прогресса по Украине
Мир
Сийярто назвал санкции против РФ путем экономического самоубийства ЕС
Общество
Путин отметил глубокие знания победителей Менделеевской олимпиады по химии
Мир
СМИ сообщили о нежелании США приглашать Зеленского на саммит НАТО в июне
Мир
Парламент Ирана пригрозил МАГАТЭ нарастить уровень обогащения урана до 93%
Мир
Алиханов сообщил о росте товарооборота России и Египта до $9 млрд
Мир
Посол Бразилии в РФ назвал остановку Силвы в Москве технической
Общество
Боевика ВФУ осудили на 16 лет за препятствование эвакуации жителей Курской области
Мир
Глава МИД Польши исключил размещение войск страны на Украине
Общество
Суд продлил арест бывшему мэру Сочи Копайгородскому до 17 августа
Мир
Уиткофф подтвердил совместную поездку с Рубио на переговоры по Украине в Стамбуле
Общество
Фигурантку дела о покушении на главу Крыма Аксенова осудили на 10 лет
Мир
FT узнала о планах ЕС по повышению пошлин на сельхозпродукцию с Украины в июне
Мир
Авиация НАТО и ВМС Эстонии пытались захватить судно JAGUAR в Финском заливе
Армия
Серийные поставки пулемета РПЛ-20 в ВС РФ могут начаться в 2025 году
Экономика
ЦБ выпустит серебряную памятную монету к 100-летию «Артека»

Важно не переплатить

Экономист Максим Шеин — о плюсах и минусах Парижского соглашения по климату
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Проблемы изменения климата на Земле все больше волнуют население планеты. И речь здесь идет не только о формировании и соблюдении экологических стандартов. Но и о вопросах стратегии развития мировой экономики и борьбы за рынки сбыта.

В этой связи имеет большое значение Парижское климатическое соглашение, которое Россия подписала в декабре 2015 года и которое она намерена ратифицировать в скором будущем.

Главная цель документа — сделать так, чтобы до 2100 года средние значения температуры воздуха выросли бы не более чем на 2 градуса по Цельсию. Основным способом обеспечить целевые климатические показатели считается сокращение «грязных» производств со значительными выбросами углекислого газа в атмосферу. При этом в отличие от Киотского протокола в рамках соглашения страны не должны брать на себя никаких конкретных обязательств, имея возможность самостоятельно определять ориентиры по объемам атмосферных выбросов.

Понятно, что в этой ситуации Россия должна максимально использовать возможности Парижского соглашения и сформировать четкую стратегию по его реализации.

Причем разработка этой стратегии должна вестись взвешенно и поэтапно. Поспешность недопустима, хотя и затягивание этого вопроса может иметь свои негативные последствия. Если откладывать решение в долгий ящик, через некоторое время мы рискуем столкнуться с «экологическими» требованиями к нашим экспортным продуктам и потерять рынки сбыта.

При этом наша стратегия должна учитывать несколько важных моментов.

Во-первых, необходимо избегать неэффективных решений вроде введения углеродного налога. Нововведения такого рода могут привести к падению сальдированной прибыли российских компаний на 10–20%. Это, в свою очередь, ограничит возможности для инвестиций, которые делаются из прибыли.

Чтобы поддержать рентабельность бизнеса, компании будут вынуждены перекладывать налог на потребителей — со всеми вытекающими последствиями для инфляции. Разумеется, это негативно отразится в конечном итоге на темпах роста ВВП, причем в разы сильнее по сравнению со странами, в которых экономика является менее энергоемкой.

Во-вторых, чтобы наилучшим образом учесть экономические интересы нашей страны, важно использовать возможности, открывающиеся для стимулирования конкуренции на внутреннем рынке. Такой конкуренции, которая заставляла бы экономические субъекты переходить на более экологичные и эффективные технологии. Введение нормативов, спецификаций и требований на государственном уровне тоже важно, но без рыночных механизмов результат будет гораздо слабее.

В-третьих, у России существуют большие возможности для снижения выброса парниковых газов за счет снижения энергоемкости ВВП. А его энергоемкость, по разным оценкам,  более чем в два раза выше среднемирового уровня. В этой сфере важна совокупность последовательных действий. Развитие «зеленых» технологий должно быть четко вписано в Энергетическую стратегию России до 2035 года, которая тоже еще окончательно не утверждена. Но уже действует, например, специальная государственная программа. Она охватывает весь спектр энергосберегающих технологий — от улучшения теплоизоляции зданий до внедрения новых способов энергогенерации.

К сожалению, на данный момент вопросы энергоэффективности пока не являются для нас абсолютным приоритетом.

Необходимо взвешенно подходить и к такому вопросу, как определение ориентиров по сокращению выбросов парниковых газов. Реализация целей Парижского соглашения должна также учитывать и наличие в России значительных лесных массивов, способных поглощать СО2. Однако это не должно стать элементом самоуспокоения или препятствовать росту энергоэффективности экономики.

И дело здесь не только в реальной достижимости целей, но и в оценке действий стран, также подписавших этот документ. Речь идет прежде всего о Китае и США, на которых приходится более 40% выбросов СО2. Говоря о политике этих государств, я имею в виду в первую очередь углеродный протекционизм, когда экологические требования используются для вытеснения конкурентов с рынка, и их возможный выход из соглашения. Об этом, в частности, заявил кандидат в президенты США Трамп — и это в ситуации, когда Америка объявила о планах по масштабному сокращению атмосферных выбросов.

Очевидно, что Парижское соглашение по климату имеет огромную ценность для всех стран и для России в частности. Снижение уровня загрязнения воздуха и рост продолжительности жизни — лишь часть позитивного эффекта от его выполнения. Однако ценность всегда нужно соотносить с ценой, которую мы должны заплатить. Поэтому прежде чем ратифицировать соглашение, все возможные последствия должны быть несколько раз просчитаны. В текущей экономической ситуации переплачивать — непозволительная роскошь для России.


Автор — главный инвестиционный стратег группы БКС

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности