Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Саамы: хозяева сказочной Лапландии

6 февраля в мире отмечают Международный день древнего финно-угорского народа
0
Саамы: хозяева сказочной Лапландии
Фото: Getty Images/Timothy Fadek
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

6 февраля 1917 года в норвежском городе Тронхейм впервые за почти восемь столетий лицом к лицу встретились представители отдельных общин древнего народа саамов, некогда давшего имя сказочной земле Лапландии. Обитающие на территории, исторически разделенной между Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией, саамы были разделены не только границами, но и языками: даже сегодня, несмотря на то что всего в мире их насчитывается не больше 80 тыс., говорят они на девяти диалектах, настолько отличных друг от друга, что носители разных диалектов не в состоянии понять друг друга. 

Цивилизация, пришедшая на их земли в XX веке, рассеяла существовавшие порознь общины, и к концу прошлого столетия культура народа, почитавшего своим прародителем могучего северного оленя, была почти утеряна. В 1992 году, когда ученые, да и сами саамы, занялись восстановлением собственной культурной идентичности, 6 февраля начали отмечать Международный день саамов. 

Отмечается он и в России, где численность этого народа, несмотря на все капризы истории, вот уже больше ста лет остается неизменной и составляет примерно 2 тыс. человек. ​​​​​​​

Лопари — люди земли

Саамы — малочисленный северный кочевой народ, с давних пор промышляющий оленеводством и охотой зимой и рыбной ловлей — летом. По одной из версий, имя, выбранное для себя самим народом, — «сами», или «саами», — восходит к балтийскому слову zeme и переводится как «земля».

Однако долгое время в России и Северной Европе они были известны как лапландцы — коренное население Лапландии, культурного региона, никогда не являвшегося частью одного государства, а позднее поделенного между Швеций, Норвегией, Финляндией и Россией. Считается, что в Северную Европу название «лаппы» пришло от викингов, а затем уже было зафиксировано в «Описании Северных народов» Олафа Магнуса в 1555 году.

В Российской империи саамов традиционно именовали лопарями — именно так записывалась в паспорте их национальность вплоть до 1930 года.

Сыны северного оленя

Саамы: хозяева сказочной Лапландии​​​​​​​​​​​​​​

При этом сами саамы в своих мифах относят себя к потомкам могущественного оленя по имени Мяндаш. По одной версии, Мяндаш был сыном северной шаманки, по другой — важенки, или оленихи, способной превращаться в человека. Существовавший, подобно матери, попеременно в двух обличьях, он упросил ее найти себе жену из человеческого рода.

Однако из трех претенденток, подобранных матерью на эту роль, лишь одна смогла завоевать симпатию Мяндаша — для этого девушке потребовалось не только продемонстрировать ласковое обращение с оленями, но и осушить реку из крови убитых животных, разделявшую сородичей Мяндаша и людей.

Впрочем, супружеская жизнь Мяндаша и его молодой жены продлилась недолго: их дети по малолетству не могли соблюдать все заветы отца, и вскоре разгневанный Мяндаш ушел в лес вместе с другими оленями. Его жена вышла замуж второй раз, теперь уже за человека, но и она, и ее соплеменники голодали. И тогда Мяндаш, сжалившись над женой, явился ей во сне, чтобы рассказать об искусстве охоты. Мяндаш оставил лишь один запрет — саамам воспрещалось убивать важенок. Это правило они свято соблюдают до сих пор. 

Согласно древнему мифу саамов, за Мяндашем вечно охотится другое божество, Айеке-Тиермес. Когда он настигнет и убьет оленя, всё на земле обратиться в пепел.

Судьба народа — судьба страны

Исторически саамы жили разобщенно — отдельными селениями-погостами. К тому же даже в России, где их численность с 1892 года колебалась в районе 2 тыс. человек, они говорили сразу на четырех разных диалектах, весьма далеких друг от друга. Браки саамы тоже предпочитали заключать внутри своих погостов, изредка породняясь с соседними.

Все это не мешало их кочевому образу жизни, при котором каждая община специализировалось на собственном ремесле — где-то преобладали охотники, где-то — рыбаки. Однако вторжение цивилизации для такого устройства оказалось серьезным ударом: в 1920 году молодое Советское государство начало освоение Кольского полуострова – традиционного места жительства саамов. Коренных жителей попробовали объединить в коллективные хозяйства, но общины, привыкшие жить порознь, в новую систему влиться так и не смогли. Отдельные саамы начали работать в колхозах и на вновь создающихся производствах, но идентичность их растворилась среди множества пришельцев с Большой земли. 

Советские власти еще пытались провести эксперимент с привыканием к новым условиям целого народа, а не отдельных его представителей: так, в 1937 году был представлен первый саамский алфавит, созданный на основе кириллицы. Работа над ним велась с начала 1920-х годов. Но в том же году, в разгар репрессий, поползли слухи о так называемом саамском заговоре — в результате из 2 тыс. живших тогда в СССР саамов свыше 100 были репрессированы. Были среди них в том числе и ученые, специализировавшиеся на языке и древнем саамском фольклоре. 

Сборная Лапландии по футболу

Возрождение саамской идентичности в России, как и во всем мире, началось во второй половине XX столетия. Ученые занялись изучением и возрождением саамского языка и древних традиций, а сами саамы вновь начали организовывать собственные общины, теперь уже на вполне официальном уровне. В Норвегии, Швеции и Финляндии в 1970–1980-х годах появились саамские парламенты, регламентировавшие жизнь саамских общин в этих странах и отстаивающие их интересы. В 2010 году саамский парламент, который, впрочем, является представительным, а не законодательным органом, был создан и в России, на Кольском полуострове.  

Большая часть саамского населения сегодня проживает в Мурманской области — своеобразным культурным центром саамов стало село Ловозеро, где действует Музей саамской истории и культуры, собственная община есть в том числе и в поселке Териберка. 

Наученные опытом предков, современные саамы намного активнее взаимодействуют с сородичами из других стран. Так, например, российские игроки наравне с норвежцами, шведами и финнами входят в сборную Лапландии по футболу. Участница ассоциации неофициальных сборных, команда тем не менее твердо намерена добиться статуса официальной команды ФИФА. 

Прямой эфир