Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

Инвестируем в жизнь

Инвестиционное страхование жизни, которое давно стало популярным в Европе и США, с каждым годом все более востребовано и у россиян
0
Инвестируем в жизнь
Фото: GettyImages
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Этот финансовый продукт представляет собой уникальное сочетание страховых и инвестиционных характеристик, позволяющих людям сохранить финансовую стабильность и преумножить капитал в будущем.


По подсчетам Ассоциа­ции страховщиков жизни (АСЖ), по итогам 2016 года рынок страхования жиз­ни продемонстрировал рост (премий) на 68%. При этом ключевым драйвером роста второй год подряд является именно сегмент инвестици­онного страхования жизни (ИСЖ). Программы ИСЖ на­бирают популярность среди россиян, и, по оценкам экс­пертов, бурное развитие сег­мента замедлится, скорее всего, только в следующем году и перейдет в стадию стабильного роста, но точно не снижения.

На положительные тенден­ции на рынке ИСЖ действует сразу несколько факторов. Во-первых, ИСЖ как продукт об­ладают массой уникальных преимуществ, которых нет ни у стандартного банковского де­позита, ни у более доходных и высокорисковых инвестицион­ных инструментов. Это и юри­дическая защита, и налоговые льготы, и гибкие права насле­дования вложенного капитала, и привлекательная доходность. Поэтому ИСЖ представляют, пожалуй, один из наиболее вы­годных вариантов финансового вложения на сегодняшний день. В то время как в течение всего 2016 года ставки по вкладам не­уклонно снижались, инвестици­онная привлекательность дан­ного инструмента росла. При­чин этому много: снижение доходности классических депо­зитных программ, рост интере­са к более интересным с точки зрения инвестиций продуктам. К тому же не каждый участник банковского рынка готов пре­доставить продукт на 3–5 лет с высокой потенциальной доход­ностью и гарантией возврата средств.


Все опрошенные крупные игроки рынка отмечают яв­ный интерес россиян к ИСЖ и рост числа проданных полисов. «В течение 2016 года мы наблю­дали повышенный спрос на про­дукты ИСЖ на фоне снижения ставок по банковским вкла­дам, — рассказывает Алексей Салащенко, руководитель ин­вестиционного блока компа­нии «Росгосстрах-Жизнь». — Он объясняется наличием у граждан достаточных средств и желания инвестировать в ак­тивы на отечественном финан­совом рынке и формировать страховые накопления, а так­же повышением общей финан­совой грамотности населения». «Интерес к программам ИСЖ уверенно рос на протяжении всего 2016 года», — соглашается Владимир Черников, генераль­ный директор «Ингосстрах-Жизнь». Так, для понимания: только в «Росгосстрах-Жизнь» в 2015 году было заключено около 14 тыс. договоров по дан­ным продуктам, а в течение 2016 года эта цифра уже превы­сила показатель в 61 тыс. дого­воров. В связи с ростом спроса на ИСЖ и сами страховщики ак­тивно предлагают свои линейки продуктов по страхованию жиз­ни, разрабатывая исходя из за­просов и потребностей кли­ентов различных социальных групп все новые программы. Сегодня с помощью ИСЖ мож­но инвестировать в различных валютах и на разные сроки, вы­бирать оригинальные и универ­сальные стратегии. Для каждо­го клиента, перед которым сто­ит вопрос сбережения, инвести­рования или диверсификации своего портфеля, есть готовые финансовые решения. Есть про­дукты и для тех, кто не желает разбираться в нюансах, следить за изменением котировок ком­паний и курсов валют. Многие страховщики для таких инве­сторов предлагают так называ­емые универсальные «коробоч­ные» программы ИСЖ.

ЧТО ЗА ИСЖ

Инвестиционное страхование жизни — финансовый продукт, с помощью которого можно за­страховать свою жизнь или жизнь другого человека (напри­мер, детей, супруги, родственни­ка) и помимо страховой защиты получать доходы от инвестиций.

Программы ИСЖ сочетают в себе возможность получить по­тенциально неограниченно вы­сокую доходность и страховую защиту. В России в связи с ря­дом правовых нюансов данный продукт появился не очень дав­но, но уже получил популяр­ность, и она растет. Объективно это понятно — остальные фи­нансовые продукты проигрыва­ют ИСЖ.

Так, банковские депозиты в текущих реалиях предлага­ют не слишком высокую доход­ность, едва компенсирующую инфляцию, и, по сути, являются лишь вариантом сбережения, но не преумножения капитала. Ин­дексные инструменты — ПИФы и ETF — могут обеспечить вы­сокую доходность, но могут и увести вас в убыток. Инвести­ровать самостоятельно в бир­жевые инструменты можно, но для этого надо иметь специаль­ные финансовые познания (как минимум фундаментального и технического анализа) и опыт. ИСЖ же дает инвестору воз­можность получить привлека­тельную доходность при росте рынка и не потерять сбереже­ния, если рынок будет «штор­мить» и он покажет отрицатель­ную динамику. Таким образом, программа ИСЖ — своего рода финансовый гибрид нескольких продуктов — депозитов, бирже­вых инвестиций и накопитель­ного страхования.

ИСЖ работает следующим образом: клиент делает стра­ховой взнос на срок в среднем от 5 до 10 лет. Сумма взноса де­лится на гарантийный и риско­вый фонды. Средства гаран­тийного фонда инвестируются в консервативные финансовые инструменты с фиксированной доходностью, в основном госу­дарственные облигации. Гаран­тийный фонд гарантирует инве­стору защиту капитала, как бы ни складывалась ситуация на рынке. Рисковый фонд зараба­тывает доходность по продук­ту за счет участия в выбранной стратегии.

​​​​​​​

ЦЕЛЕВОЙ КЛИЕНТ

По статистике инвестиционное страхование жизни интересно клиентам с доходом выше сред­него, как мужчинам, так и жен­щинам. Как поделились в компа­нии «Ингосстрах-Жизнь», соот­ношение по общему портфелю примерно такое (статистика по договорам):

– 14% — клиенты моложе 40 лет,

– 47% — клиенты между 40 и 60 годами,

– 39% — клиенты старше 60 лет.

«Конечно, такими продукта­ми пользуются в основном до­статочно обеспеченные люди, так как единовременный взнос по программе составляет не менее 50 тыс. рублей, — гово­рит Надежда Гришина, управ­ляющий продуктом управления личного страхования компа­нии «РЕСО-Гарантия». — Дого­вор обычно заключается на три года. Но на рынке есть уже про­граммы, которые рассчитаны и на пять лет, и на 10 лет. Появ­ление таких долгосрочных про­грамм — свидетельство доверия к ним со стороны потребителя».

СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ В МАССЫ

Страхование жизни становится все доступнее, и это тоже одна из важных тенденций рынка. Во-первых, оно просто-напро­сто становится дешевле. «Сни­жается средний чек — продук­ты становятся более доступны­ми, — говорит Владимир Черни­ков. — Для ориентира: сейчас средний чек по общему портфе­лю составляет 1 млн рублей».


Во-вторых, растет число ком­паний, предлагающих ИСЖ. Се­годня более 15 страховщиков в своих линейках имеют програм­мы инвестиционного страхова­ния жизни, и их становится все больше. «Среди ключевых тен­денций необходимо отметить, что на рынок инвестиционного страхования жизни продолжают выходить новые страховые ком­пании, которые пропустили пер­воначальный этап роста данного сегмента и пока не имеют долж­ного опыта в этом виде страхо­вания», — говорит Алексей Сла­щенко. Правда, пока, по его сло­вам, условия по их продуктам несколько хуже, чем у лидеров рынка. Но, как говорится, ситу­ация может поменяться со вре­менем. Кроме того, несмотря на то что основных игроков на рын­ке ИСЖ не так много, конкурен­ция за клиента в сегменте оже­сточается. Это связано с боль­шой ролью банков как партнер­ского канала. С одним и тем же банком могут работать сразу не­сколько страховщиков, конкури­руя за клиентов этой кредитной организации. По словам Надеж­ды Гришиной, имеет место быть не только ценовая конкуренция. «Поскольку финансовые инстру­менты у всех примерно одинако­вые, то программы конкурируют за счет количества включенных рисков, и, конечно, играет боль­шую роль репутация самой ком­пании, ее имя, — поясняет экс­перт. — В некоторых програм­мах разные ограничения по воз­расту застрахованных, где-то есть андеррайтинг при крупных суммах, где-то возможность вы­бора валюты».

В-третьих, различных про­грамм ИСЖ на рынке стано­вится все больше. «Повышает­ся разнообразие продуктовой линейки с целью удовлетворе­ния спроса клиентов на продук­ты с регулярной выплатой до­хода», — рассказывает Влади­мир Черников. «Как и всякий финансовый продукт, ИСЖ ме­няется, — продолжает Надеж­да Гришина. — В новые про­граммы добавляются риско­вые составляющие. Если в пер­вые такие программы входил, как правило, только риск смер­ти, то теперь многие добавля­ют критические заболевания, освобождение от регулярных уплат страховых взносов при потере трудоспособности, полу­чение телесных повреждений». «В 2016 году были запущены но­вые продукты, ориентирован­ные на купонные выплаты, — приводит пример из практики Алексей Слащенко. — Это связа­но с тем, что некоторые клиен­ты, имеющие сбережения в ва­люте, не хотят довольствовать­ся ставками по еврооблигациям, которые сильно упали, и готовы инвестировать в направления с большим уровнем риска. При этом они хотят иметь проме­жуточные выплаты, а не ждать 3–5 лет до окончания договора. В рамках такого продукта кли­ент получает условный купон с более высокой доходностью, чем по облигациям, но только в случае, если выбранные им ак­тивы не падают ниже опреде­ленного уровня. В противном случае он получает назад перво­начальную сумму инвестиций».

И наконец, страховщики от­мечают заметный рост финан­совой грамотности россиян, что стимулирует их интерес к новым программам инвести­ционного страхования. Росси­яне стали лучше разбираться в предложениях страховщиков и осваивать инновационные ин­струменты помимо классиче­ского кредитования. Да и ка­чество маркетинговых мате­риалов по страховым продук­там повышается. «Информация представляется в более понят­ном виде, соответственно ИСЖ для клиентов теперь выглядит как прозрачный и понятный финансовый продукт, сочетаю­щий в себе страхование, инве­стиции, надежную защиту ка­питала», — поясняет Владимир Черников.


БУДУЩЕЕ РЫНКА

По оценке Владимира Черни­кова, скоро произойдет замед­ление роста сегмента ИСЖ за счет насыщения этого рын­ка. При этом продуктовая ли­нейка, представленная в бан­ках, будет развиваться, расши­ряться и совершенствоваться. К тому же в экономических ус­ловиях, когда доходы банков от прямой деятельности сни­жаются, они все больше заин­тересованы в комиссионном доходе, который получают за продажи продуктов страховых компаний.

Перспективы развития рын­ка остаются положительными. «По разным оценкам, сейчас объем заключенных договоров ИСЖ составляет около 5–7% от объема депозитов физических лиц, — говорит Алексей Сла­щенко. — Таким образом, ры­нок имеет возможность выра­сти в несколько раз в случае, если клиенты будут довольны доходностью своих договоров и начнут переносить большую долю средств с депозитов в ИСЖ, а также советовать этот вид сбережений своим пар­тнерам, коллегам и близким». «Начиная с 2018 года я прогно­зирую ежегодный прирост на уровне 15%», — утверждает Владимир Черников.

По мнению опрошенных экс­пертов, можно выделить не­сколько факторов, влияющих на дальнейшее развитие ИСЖ. Во-первых, с 2017 года дей­ствующие договоры ИСЖ нач­нут показывать свою доход­ность, и то, насколько оправ­даются ожидания первых клиентов относительно инве­стиционного дохода, окажет влияние на их готовность за­ключать новые договоры ИСЖ, а также на их рекомендации своим коллегам, друзьям и зна­комым.

Во-вторых, клиентская цен­ность ИСЖ во многом опреде­ляется имеющимися на рынке финансовыми инструментами. Не будет подходящих инстру­ментов — не будет интересной потенциальной доходности.

В-третьих, продажи ИСЖ в основном реализуются через банковский канал, и существу­ют договоренности между бан­ком и страховой компанией о размере комиссионного возна­граждения от продажи страхо­вых продуктов. Для дальней­шего гармоничного развития рынка уровень этого возна­граждения может начать сни­жаться для предложения кли­ентам продуктов, удовлетворя­ющих их потребностям (в том числе более недорогих).

«Дальнейшим ключевым двигателем роста может стать такой известный в мире про­дукт, как Unit-linked, но толь­ко в том случае, если будут приняты все необходимые за­конодательные поправки для вывода его на российский ры­нок», — продолжает Владимир Черников. Это программа, ко­торая позволяет получить мак­симально возможный инвести­ционный доход, но в результа­те увеличивается риск кли­ента-страхователя, так как отсутствуют гарантии возвра­та вложенных средств. Поэто­му такой финансовый инстру­мент для инвестирования мо­жет быть интересен тем, кто готов рискнуть. «Последние не­сколько лет обсуждается воз­можность запустить в нашей стране подобный продукт, кото­рый сможет выступать как до­полнение к более консерватив­ным инструментам инвестиро­вания (в том числе и классиче­скому ИСЖ со 100-процентной защитой капитала)», — отмеча­ет эксперт.

Прямой эфир