Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Приморье пожар охватил 6 тыс. кв. м кооператива
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

«Дух огня» жаждет озарения

Кинофестиваль на Крайнем Севере вступил в эпоху перемен
0
«Дух огня» жаждет озарения
Фото: ТАСС/URA.RU
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завершившийся в Ханты-Мансийске XV международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» ожидает творческий ребрендинг — концепцию форума в будущем определят короткометражные фильмы.

— Будем делать ставку на короткий метр, — заявил президент «Духа огня» народный артист Сергей Соловьев. — Потому что в короткометражных дебютах очень ярко выражена степень душевного озарения.

Учитывая впечатления от юбилейного фестиваля, решение мэтра отечественного кино можно только приветствовать. В большинстве фильмов российской и международной конкурсной программы невеликость замысла не соответствовала полнометражному воплощению, а «озарения» сводились к пережевыванию некой суммы приемов. Как следствие — зрительская скука и вопросы из зала: «Зачем вы нам это привезли?».

На показах конкурса короткого метра подобной реакции не наблюдалось, а озарение — прежде всего в справедливо отмеченных жюри «Стробоскопе» Евгения Дуплякина и «Добром дне» Ольги Дибцевой — присутствовало. Впрочем, у полнометражного соревнования тоже имелся плюс — в выигрыше остались любители путешествий. Действия картин происходили в разных точках мира, а операторы не скупились на красочные пейзажи.

За пару дней горожане и гости фестиваля побывали на Ближнем Востоке («Последние дни города»), насладились видами Франции («Дни Франции»), убедились в колоритности Нигерии («Зеленый, белый, зеленый»), прошлись по крымской деревне («Турбо»), заглянули в буддийский дацан («Прикосновение ветра») и пережили еще массу географических впечатлений. Жюри особенно убедили прелести Камбоджи в сочетании с историей взросления. Речь идет о фильме «Алмазный остров» режиссера Дэви Шу, который и получил главную награду фестиваля — приз «Золотая тайга». В российском конкурсе победила лента «Мой убийца» Костаса Марсана, рассказавшая крепкий детективный сюжет на фоне якутских ландшафтов.

Мой личный выбор — удостоенная «Серебряной тайги» польская лента «Последняя семья» Яна Матушиньского о жизни знаменитого художника-сюрреалиста Здислава Бексиньского, роль которого сыграл не менее известный Анджей Северин. В картине, снятой в подчеркнуто документальной манере (художник фиксировал бытие своей семьи на пленку), нет никаких красот. Действие замкнуто в аскетичный обстановке типовой варшавской квартиры и лишь изредка выходит на столь же скромный пленэр.

Оказывается, для озарения не требуется ухищрений. Нужно просто иметь, что сказать, и знать, как это сделать. В данном случае успех фильму обеспечивает беспроигрышный жанр семейной саги, четко расставленные режиссерские акценты (ничто не гарантирует защиты от одиночества, кроме сохраненного до последних минут человеческого достоинства) и отличный актерский состав.

К сожалению, картин уровня «Последней семьи» на фестивале не хватало, и это еще один довод в пользу пересмотра фестивальной концепции. Нуждается в коррекции и организационная часть форума. Нет, например, пресс-показа конкурсных программ, хотя журналистов аккредитовано немало, да и помещений достаточно — пресс-зал Концертно-театрального центра «Югра» вполне мог подойти для этой цели.

Странным выглядит и малое применение КТЦ — функционального и технологичного здания с прекрасно оборудованными площадками. Использовать их только для красной дорожки и парадных мероприятий — непозволительная роскошь, а вот устроить там зрительские показы — логичное решение, тем более что традиционная площадка фестиваля — Дворец одаренных детей Севера — уже далеко не так современна и комфортна. Ну и совсем удивительным для фестиваля, гордящегося своей открытостью, смотрится составленный руководством VIP-список участников, делящий представителей киносообщества на избранных и не очень.

К счастью, подобный шовинизм не распространяется на зрителей. В кинотеатральных залах Ханты-Мансийска рады как обычным, так и «особым» посетителям. Для маломобильных киноманов предусмотрены лифты и специальные места для колясок. Есть площадки, оборудованные для слабослышащих и слабовидящих людей, там показывали «Викинг» и «Притяжение», первые полностью адаптированные отечественные фильмы.

Тем, кто желает детальнее познакомиться с достижениями ханты-мансийцев в области социальной реабилитации, рекомендую фильм Никиты Тихонова-Рау «Дело жизни — Югра», показанный в программе «Кино для всех». Герои картины — социальные предприниматели Константин Щербинин, глава службы «Забота» и пансионата для людей с инвалидностью, и Ирина Токарева, автор и руководитель проектов центра «Лого-ритм», объединяющего людей с аутизмом. Оба — люди увлеченные и ответственные. С аналогичным настроением снят и фильм — первый и, дай Бог, не последний в серии о жителях Югры.

Прямой эфир