Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Коммунальные проблемы москвичей могут решить иностранцы

Городские власти намерены изучить заграничный опыт управления ЖКХ
0
Коммунальные проблемы москвичей могут решить иностранцы
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Андрей Никеричев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По информации «Известий» из нескольких источников в столичном правительстве, мэрии поручено изучить зарубежный опыт управления жилищно-коммунальным хозяйством. Вероятно, анализом будет заниматься Мосфинагентство, подведомственное департаменту финансов. Пресс-служба мэра официально не подтвердила эту информацию. Но, по словам экспертов, Москве действительно есть чему поучиться за рубежом. Например, в мегаполисах США и большинства стран Европы благодаря эффективному управлению жилыми домами давно отказались от сноса старых строений.

Материалы по теме
1

Руководитель жилищного сектора фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер отметила, что в Москве государственные бюджетные учреждения (ГБУ) «Жилищник» управляют 70% многоквартирных домов (64% площади многоквартирного жилищного фонда). В столице практически нет конкуренции в сфере управления многоквартирными домами, а у жителей нет возможности выбирать управляющую организацию.

— Такого опыта в других странах нет. Там, где существуют многоквартирные дома-кондоминиумы, приоритет в принятии решений принадлежит собственникам. Государство и муниципалитеты могут оказывать содействие владельцам недвижимости, в том числе использовать меры финансовой поддержки, способствующие повышению активности собственников, — сказала Ирина Генцлер.

Она отметила, что административно-централизованный способ управления многоквартирными домами был характерен для советской системы, но в условиях частной собственности он не может эффективно работать. Все европейские страны бывшего социалистического лагеря (Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония) в самом начале реформ пережили тяжелый переход на новую систему управления приватизированным жилищным фондом. Сейчас в этих странах управление многоквартирными домами — ответственность собственников помещений, которые имеют возможность самостоятельно принимать решения и выбирать из участников рынка профессиональных управляющих. А с их помощью — подрядчиков для работ по содержанию и ремонту дома.

Директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Ирина Ирбитская рассказала «Известиям», что в Москве у управляющих компаний нет мотивации к сокращению размеров коммунальных платежей. Не развита система вторичного использования воды для полива дворовых территорий, в подъездах нет датчиков движения для автоматического включения и выключения света. Уличное освещение во дворах работает чуть ли не до полудня. Всё это приводит к гигантским перерасходам и высоким коммунальным платежам. Во всех развитых странах такие расходы максимально оптимизированы.

Лучший мировой опыт в области управления ЖКХ и жилищного строительства, по словам Ирина Ирбитской, принадлежит Германии. В этой стране горожане сами могут выступать в роли заказчиков строительства жилого дома.

— Люди получают земельный участок и строят там жилье, аналог нашего жилищно-строительного кооператива, — пояснила Ирина Ирбитская.

Она подчеркнула, что такой практики, как сбор средств на капремонт домов в общий котел, нет нигде, кроме России. За границей собственники сами несут ответственность за состояние своего дома и получают всяческую поддержку со стороны властей. Например, в Германии, Франции и Голландии у собственников есть право по согласованию с муниципалитетом построить, возможно, с привлечением инвестора на принадлежащем им земельном участке объект долевой собственности. И эксплуатируя этот объект, скопить деньги на капремонт.

Также в некоторых странах существует система государственных грантов и субсидий на капитальный ремонт домов. Жители предоставляют властям проект работ, и если он соответствует утвержденным критериям, получают государственную помощь. После этого они самостоятельно выбирают подрядчиков и контролируют строительные работы.

Эксперты отметили, что многие европейцы и американцы предпочитают и вовсе не обременять себя заботами о собственных квартирах. Вопрос доступности жилья в развитых странах решается за счет найма. Кроме государственного социального там развит некоммерческий наем, когда собственником многоквартирного дома является частная, но некоммерческая организация, а размер платы и условия выселения регулируются государством.

Ирина Ирбитская рассказала, что, например, французская система управления ЖКХ, которая считается одной из самых удачных в мире, выстроена так, что около 60% горожан могут получить жилье социального найма в многоэтажках, принадлежащих муниципалитету.

— Социальный наем, с одной стороны, дает жителям уверенность в завтрашнем дне, а с другой — мобильность. Они могут выбирать место жительства в зависимости от своих профессиональных интересов. А муниципалитеты, предоставляя квартиры, — привлекать высококвалифицированных врачей, инженеров и других специалистов, — отметила Ирина Ирбитская.

По ее словам, во Франции жилье социального найма по качеству даже выше, чем коммерческое. Его реновацией занимаются муниципалитеты, и они не заинтересованы в экономии на этапе строительства, поскольку в дальнейшем это приведет к большим тратам.

За управление ЖКХ и ремонт таких домов отвечает город или НКО, в зависимости от того, кто является собственником. И они не допускают, чтобы дом обветшал до такой степени, чтобы его пришлось сносить.

Исполнительный директор Института экономики города Татьяна Полиди отметила, что развитые страны давно пришли к выводу, что реконструкция районов, предполагающая массовый снос старых домов, несет множество рисков и может приводить не только к положительным, но и к отрицательным последствиям. Например, с 1950 до начала 1980 годов в США в ходе реализации большой государственной программы было переселено около 2 млн человек, а на месте их жилья созданы новые кварталы. Однако из-за сноса дешевого жилья пришлось переселять множество людей с низкими доходами. При этом достаточного объема жилья, в котором жилищные платежи были бы доступны бедным, не оказалось, и государству пришлось расширять программу субсидий. В США эта программа в итоге была остановлена решением конгресса.

— У жителей Москвы, не имеющих собственного жилья, есть только два варианта: либо аренда квартиры на теневом рынке, либо покупка дорогого жилья в ипотеку, — сказала Татьяна Полиди. Она добавила, что решение жилищной проблемы — залог экономического благополучия города. Без доступного жилья невозможно рассчитывать на развитие человеческого капитала и гибкость рынка труда.

В 2014 году в России было создано законодательство о некоммерческом найме жилья. В результате мониторинга, проведенного Институтом экономики города, выяснилось, что уже в 50 регионах реализуются программы по развитию коммерческого и некоммерческого наемного жилья, предусматривающие привлечение 56 млрд рублей за счет частных и бюджетных средств. Например, в Санкт-Петербурге уже построены два наемных дома социального использования. В Москве таких примеров пока нет.

Прямой эфир