Воскресенье, 28 мая 2017
Экономика 20 марта 2017, 09:01 Илья Заливухин

Новая старая Москва

Мнение

Архитектор-градостроитель Илья Заливухин — о том, как улучшить городскую инфраструктуру в рамках программы сноса пятиэтажек в Москве

Фото: страница Ильи Заливухина в Facebook

Сегодня всех волнует тема сноса пятиэтажек в Москве. В то время как жители надеются получить большую квартиру, многие специалисты высказывают сомнения по этому поводу. Что нас волнует? Вырубка деревьев во дворах, неизбежное увеличение количества жителей и машин в районах со сложившейся инфраструктурой, не говоря уже о дополнительной нагрузке на существующие инженерные сети. Есть мнение о нецелесообразности огромных бюджетных трат на снос зданий. Все эти вопросы правомерны. Но, на мой взгляд, в этой ситуации есть свои плюсы. Развитие существующих городских территорий с одновременной транспортной, социальной и инженерной модернизацией инфраструктуры на порядок эффективнее массовой застройки полей за МКАД, которую мы наблюдали последние годы.

Материалы по теме
2

Начатая программа сноса ветхих пятиэтажек может стать достойной альтернативой редевелопменту (модернизации и перестройке) промзон и застройке полей при условии, что помимо возведения непосредственно жилых зданий будет создана полноценная городская среда. Есть риск наступить на те же «грабли». Под «граблями» подразумевается типовая застройка, которая делает все районы города одинаковыми. Даже при разноцветных фасадах все дома выполнены из типовых панелей примерно одинаковой высоты. История повторяется. Похожую ситуацию Москва пережила в 1960-е годы, когда возникли эти самые пятиэтажки. В наши дни однотипности можно и нужно избежать. И это задача не столько архитекторов, сколько градостроителей, социологов, экологов, транспортных инженеров, экономистов.

Этажность и плотность застройки во всем мире определяются близостью к общественному транспорту — в Москве это станции метро и электрички. Чем больше людей живет рядом с метро, тем меньше автомобилей на улицах, жители тратят меньше времени на дорогу от дома до работы. А следовательно, улучшается и экология в городе.

Согласно концепции компактного города, максимальная плотность жилой застройки располагается ближе к транспортным узлам в центральных частях города. Чем дальше от метро, тем меньше плотность застройки. От 150 человек на гектар на периферии города до 1500 человек около станций общественного транспорта в центре. Что необходимо сделать?

Важно, чтобы реновация существующих районов включала в себя не только застройку с увеличением этажности и количества жителей. Проекты должны быть выполнены на основании комплексных исследований территории, расчета пропускной способности существующего общественного транспорта, сохранения и увеличения парков, количества деревьев в городе. Каждый район должен иметь свой уникальный генплан развития.

Современный город — это не квадратные метры. Новые районы на месте сносимых хрущевок для более чем 1,5 млн жителей должны стать полноценной городской средой с развитой инфраструктурой. Одновременно с модернизацией существующего и созданием нового каркаса общественного транспорта на основании индивидуального генплана для каждого района возможна разноэтажная застройка кварталов.

Ближе к метро могут располагаться многофункциональные небоскребы, на первых этажах которых будут кафе и магазины, выше — офисы, жилые апартаменты и арендные квартиры. Большая плотность жителей рядом с метро и МЦК позволит создать новые городские «точки роста» и проявить высотные акценты в городе.

Применение разных подходов к созданию городской среды с учетом исторических и природных особенностей районов города позволит сделать их индивидуальными и не повторить ошибок одинаковой панельной застройки полувековой давности. Нужно воспользоваться возможностью изменить облик нашего города, применяя современные методы развития территории и обеспечив качественной городской средой жителей Москвы.

Если действовать таким образом, то за следующие 30 лет мы сможем исправить существующие диспропорции в развитии Москвы. Современные принципы компактного многофункционального развития позволят перераспределить плотность населения с окраин в центральные районы, обеспечить современный уровень комфорта и развивать экономику города. 

В результате изменения модели развития Москвы (от постоянного расширения к редевелопменту существующих территорий) мы сможем хотя бы частично решить проблему автомобильных пробок и сохранить защитные зеленые пояса. Уменьшатся эксплуатационные расходы на обслуживание территории и поднимется экономическая активность (в связи с большей концентрацией жителей в центральных районах города). В будущем переход на такую модель обеспечит нашим городам устойчивое развитие, безопасность, улучшение экологической ситуации и экономическое процветание.

Автор — вице-президент Союза московских архитекторов, член правления Союза архитекторов России

Наверх

Мнения

Наверх