Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Общество
В Оренбуржье направили 1 млрд рублей на выплаты жителям в связи с паводком
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека

Музей современной истории России рассказал о бремени революции

На выставке, посвященной событиям столетней давности, представлено около 1,5 тыс. экспонатов
0
Музей современной истории России рассказал о бремени революции
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

21 марта 1917 года журналист Владимир Кранихфельд выступил с предложением создать в столице Музей революции, чтобы сохранить для будущих поколений историю освободительного движения. Через 100 лет в музее, уже сменившем название на менее мятежное, открылась полномасштабная выставка «1917. Код революции».

— Это не художественный проект и не экспозиция каких-то материальных ценностей. Это выставка-размышление, и главная ее ценность — информация, которой обладают подлинные исторические документы, — отметила куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела вещевых фондов Государственного центрального музея современной истории России Наталья Карлюченко.


Листовок — 150 штук, газет — 10 изданий, фотографий — около 500, указов, телеграмм и прочих документов — 500, — читаем в списке экспонатов. В общей сложности Музей современной истории России совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ) собрали около 1,5 тыс. предметов и дополнили экспозицию интерактивными программами. С их помощью можно узнать, о чем писали газеты в разные дни и месяцы рокового года, услышать записи с воспоминаниями свидетелей революционных волнений. 

По словам куратора, часть из представленных экспонатов когда-то была принесена в Музей революции ее непосредственными участниками. Есть, например, среди экспонатов кобура Якова Юровского, руководившего расстрелом императорской семьи. В 1927 году революционер сам принес свое оружие, чтобы «укрепить» экспозицию музея. А также приложил к нему письмо, в котором говорится, что в обойме не хватает патронов: ими он расстреливал дочерей Николая II.

— Само оружие в 1930-е годы у музея забрало НКВД, нам оставили только кобуру и письмо. Я очень рекомендую всем прочитать его, такой документ говорит за время и эпоху, характеризует людей. Мы с вами ужасаемся, когда сейчас его читаем, а тогда оценка этих событий в обществе была совершенно другой. Тем и страшны революции — они выпускают на волю самое черное, что может быть в человеке, — рассказала «Известиям» Наталья Карлюченко.

Впечатляет масштаб  экспозиции — пять залов общей площадью более 700 кв. м посвящены главным периодам революционной истории. Проход к витринам оформлен в виде арки, состоящей из массивных красных блоков. В первом зале посетителей ждет рассказ о России с начала XX века до 1917 года. Следом за ним — события с февраля по октябрь 2017-го. Третий зал рассказывает о событиях 25 октября 1917 года и последовавших за ними коренных изменениях в стране. Четвертый — о становление власти большевиков. Пятый представляет предметы революционного прикладного искусства: тарелки, плакаты, статуэтки.

Экспонаты впечатляют разнообразием: обшарпанная створка двери одной из камер Александровского централа Иркутска — как свидетельство указа Временного правительства об амнистии политзаключенных; связка ключей от комнат Александровского дворца, где с марта 1917 года под арестом находился император Николай II с семьей; знаменитый гудок главных железнодорожных мастерских Омска, по сигналу которого железнодорожники сибирского города присоединились к Всероссийской стачке 1917 года; деревянная урна, оставшаяся от выборов в Учредительное собрание; предметы интерьера кабинета Якова Свердлова — пишущая машинка, кожаное кресло, лампа и стол, обитый синим сукном... 

Открывая выставку, министр культуры России Владимир Мединский процитировал английского драматурга Бернарда Шоу: «Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое». Архивные материалы проекта «1917. Код революции» тому подтверждение.

Прямой эфир