Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Проекты для жизни

Развитие инфраструктуры в широком смысле, инвестиции в ее обновление— прямой путь к экономическому росту.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Развитие инфраструктуры в широком смысле, инвестиции в ее обновление— прямой путь к экономическому росту. Это объясняется масштабами необходимых проектов, куда включают транспортную логистику— дороги, мосты, путепроводы и т.д., жилищно-коммунальную отрасль — электростанции, водоканалы, полигоны для переработки мусора и т.д., социальную сферу — больницы, школы, детские сады и массу других сооружений и предприятий, которые позволяют бизнесу функционировать, а гражданам— жить в удобной среде. Кроме того, качественная инфраструктура дает мультипликативный эффект для экономики региона— так как помогает предприятиям создавать продукт и доставлять его до потребителя, а людям— трудиться с полной отдачей и организовывать свой быт.

Инфраструктурные проекты имеют ряд серьезных особенностей, которые не позволяют подходить к ним с той же меркой, что и к обычным бизнес-проектам. Для начала: многие из них бизнес-проектами вообще не являются— так как построенная инфраструктура должна быть бесплатной. В таких случаях вложенные инвесторами средства возвращаются ими через платежи из местного бюджета. Далее, срок окупаемости инфраструктурных проектов— не менее пяти лет, часто 7–10 лет и более. В базе данных по российским концессиям ИНВЕСТИНФРА есть даже проекты с окупаемостью 40(!) лет— строительство автомобильной дороги «Северный дублер Кутузовского проспекта» и системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области.

Для финансирования таких проектов во всем мире давно используется механизм выпуска концессионных облигаций. Концессия предполагает, что частная компания-концессионер возводит дорогу (мост, больницу, водоканал) и передает ее в собственность государства (региона, муниципалитета), но сама управляет этим объектом, получая за него плату с пользователей (например, в случае платной дороги или объекта ЖКХ) или платежи из бюджета. Концессионер же привлекает средства инвесторов через выпуск облигаций и выполняет свои обязательства перед ними. В реальности концессионный проект устроен несколько сложнее: государство обычно предоставляет поддержку на этапе строительства, причем на 1 рубль бюджетных средств привлекается 3 руб­ля частных инвестиций.

В России закон о концессиях появился в 2005году, постепенно он дорабатывался, и наконец, в последние годы действительно стало можно говорить о разворачивании механизма концессий в нашей стране. Прежде всего речь идет о дорожном строительстве— тут можно вспомнить «Северо-западную концессионную компанию», реализующую проект строительства и эксплуатации скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15–58км, и консорциум «Главная дорога», в чьем ведении находится проект «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М1«Беларусь».

Особенно важен концессионный механизм для ЖКХ— тут, по словам директора департамента ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Оксаны Демченко, наблюдается настоящий «бум концессий»: за 2014–2015 годыи первоеполугодие 2016года было заключено 541концессионное соглашение. Летом 2016года были приняты поправки в закон о концессиях, сделавшие регион третьей стороной концессионного соглашения,— это должно дать более серьезные тарифные гарантии для концессионеров и еще сильнее подстегнуть концессионный процесс.

Интерес инвесторов к финансированию инфраструктурных проектов понятен. Это длинные и стабильные вложения с доходностью, как правило, на уровне «инфляция + 2–3%». В условиях, когда ставки постепенно и неуклонно снижаются, поиск новых возможностей для вложения средств становится постоянной заботой, а доходность «инфляция+» позволяет решить проблему. Кроме того, если речь идет о концессионных облигациях, то по законодательству они попадают в высший котировальный список биржи, что обеспечивает возможность закладывать такие бумаги, производить сделки РЕПО и т.д.

«Инфраструктурные проекты являются важнейшим направлением развития государства,— комментирует заместитель директора по инвестиционно-банковскому бизнесу дирекции управления активами и пассивами АБ «РОССИЯ» Егор Балясин.— Без строительства мостов, дорог, объектов энергетики и социальной направленности невозможно стабильное функционирование системы в целом. Мы находим весьма перспективным развитие данного направления бизнеса и всегда уделяем большое внимание рассмотрению поступающих предложений. Банк, обладая всеми компетенциями для оценки финансовых рисков проекта, принимает активное участие в инфраструктурных проектах в энергетике, водо- и теплоснабжении муниципалитетов, а также проектах городского транспорта. Кроме этого весьма интересны проекты строительства дорог и мостовых переходов с государственной гарантией.

Как показывают мировой опыт и практика последних сделок, банки выступают как в роли консультантов и организаторов финансирования, так и в качестве инвестора. При принятии решения об участии в проекте банк прежде всего обращает внимание на структуру сделки, источники возмещения вложений и сроки реализации проекта».

Егор Балясин отмечает, что, несмотря на новый для нашей страны вид сотрудничества, государственно-частное партнерство сформировалось как отдельный вид бизнеса и продолжает набирать обороты. Примером тому могут служить увеличение количества сделок и объема инвестиций и вовлечение новых секторов экономики. «Банк на постоянной основе участвует в подготовке и реализации концессий как в качестве организатора финансирования, так и в качестве гаранта и финансирующей организации,— говорит представитель АБ «РОССИЯ».— Основные трудности, с которыми сталкиваются сегодня участники государственно-частного партнерства,— недостаточность законодательной базы, отсутствие «длинных» денег, нехватка практического опыта реализации сделок. Государство осознает все проблемы, которые встают на пути реализации концессий, и постоянно предлагает варианты решения, а именно: прозрачнее становится мониторинг заключения и реализации концессионных соглашений; адаптируются правила, регулирующие инвестиции пенсионных средств; предоставляются субсидии в отдельных отраслях экономики».

Прямой эфир