Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Тестировать платформу согласий на обмен данными клиентов начнут на Госуслугах в 2024 году
Мир
Глава МИД Ирана заявил об освобождении экипажа захваченного судна Aries
Мир
СМИ сообщили о восьми пострадавших в результате атаки Израиля по Дамаску военных
Мир
Reuters вернуло заметку со словами Дэвида Кэмерона о праве Киева атаковать Россию
Общество
Эксперты ЭИСИ назвали непризнание Европой выборов в РФ подрывом демократии
Культура
Сборы фильма «Сто лет тому вперед» превысили 770 млн рублей в России
Мир
Пентагон заключил контракт на $7 млрд для модернизации бомбардировщиков B-2
Экономика
Наценки на социально значимые продукты упали до 6,4%
Мир
На строительство моста в Балтиморе потратят более $1,7 млрд
Общество
Минцифры предложило штрафовать за нарушения при оказании услуг связи иностранцам
Армия
«Известия» показали работу ЗРК «Тор-М2» по защите неба от БПЛА противника
Мир
Глава МИД Израиля обвинил Турцию в нарушении торговых соглашений
Общество
Синоптики спрогнозировали в Москве похолодание и отсутствие осадков 3 мая
Армия
Расчеты «Градов» уничтожили опорпункт и бронеавтомобиль ВСУ в Часовом Яре
Мир
ВС США сообщили об уничтожении в Йемене трех беспилотников хуситов
Мир
Загадочное свечение в небе над Украиной назвали следом от ступеней ракеты Falcon 9
Общество
Каждый десятый россиянин готов уйти из компании вслед за руководителем

«Бороться с терроризмом на входах в метро и аэропорты — неэффективно»

Вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов — о том, как спецслужбы могут предотвратить новые теракты
0
«Бороться с терроризмом на входах в метро и аэропорты — неэффективно»
Фото: ТАСС/Никитченко Елена
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Взрыв в петербургском метро унес жизни 11 человек, 45 пассажиров госпитализированы. Правоохранительные органы очень осторожно комментируют версии трагедии, но взрыв уже квалифицирован как теракт. По мнению вице-президента Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексея Филатова, характер террористической атаки отражает общую тенденцию последних лет. О том, как можно предотвратить новые теракты, специалист по антитеррору рассказал корреспонденту «Известий» Роману Крецулу.

— О чем вам говорит характер и способ проведения террористической атаки? Ее организовали профессионалы?

— Ничего профессионального в этом нет. Профессионально организованными были захват больницы в Буденновске в 1995 году и «Норд-Ост» в 2002-м. Это требовало огромного количества времени, денег, людских ресурсов. А взрыв одного-двух килограммов тротила в метро, автобусе или аэропорту террористы могут организовать относительно легко. Для этого достаточно двух-трех человек, некоторого количества финансов и желания. И учитывая, что эти структуры насчитывают так мало людей и работают автономно, отследить их по агентуре или с помощью технических средств силовикам очень сложно.

При той большой террористической угрозе, которая существует в нашей стране, на сто обезвреженных террористов найдется, к сожалению, один, который все-таки зайдет в метро и оставит там сумку с бомбой. Или взорвет «пояс шахида».

— Это общая тенденция последних лет — выбор всё более простых способов проведения терактов?

— В Лондоне, как мы недавно видели, террористы пошли еще дальше. Им не понадобилось ни огнестрельного оружия, ни взрывного устройства. Только нанять тяжелый автомобиль и найти место с большим скоплением людей. Но в любом городе, в том числе в Петербурге и Москве, сотни и тысячи мест большого скопления людей. Железобетонными блоками их все не огородишь, это была бы пустая трата времени и денег. Да и дало бы лишь иллюзию нашей защищенности от терроризма.

— В чем, на ваш взгляд, отличие трагедии, произошедшей в Петербурге, от террористических атак на московское метро? Что изменилось в действиях террористов?

— Ничего нового террористы не придумывают. Идут по тому же пути. И, как мы видим, метро остается излюбленным местом для атак террористов. Подземка очень привлекательна для них. Всегда много людей, в случае ЧП — огромная паника, и это преступление отражается всеми средствами массовой информации. Эффект от одного килограмма тротила, взорванного в метро, сопоставим с тем, которого добились террористы в Париже, когда начали стрелять в нескольких местах одновременно.

К сожалению, никакие технические средства безопасности сейчас не могут дать стопроцентную гарантию, что террорист не пройдет в вагон метро, не оставит там устройство и не приведет его потом в действие. Я всегда говорил и буду говорить, что бороться с терроризмом на входах в метро, торговые центры и аэропорты неэффективно. Это последняя линия обороны, где коэффициент полезного действия в плане обеспечения безопасности приближается к нулю. Надо бороться на дальних подступах.

— Каким образом?

 — Во-первых, надо уменьшать террористическую угрозу. Во-вторых, надо бороться с врагом на дальних подступах: там, где он замышляет свои преступления, где аккумулирует финансовые средства, где пытается собрать взрывное устройство, где происходит подготовка исполнителей. Здесь нужна глубокая агентурная работа, внедрение оперативников, работающих под прикрытием. Ничего нового здесь не придумано. Сейчас, конечно, всё большую роль играют и технические средства. Но увидеть подготовку теракта, вычленить эти данные из огромного массива информации непросто.

На мой взгляд, главное — работа с людьми. Если о подготовке теракта знают три-четыре человека, удержать это в тайне уже невозможно. Так что залог успеха — глубокая агентура и правильная, своевременная реакция на сигналы.

Материалы по теме
2

— Что значит уменьшать террористическую угрозу? Как конкретно нужно это делать?

— Дело в том, что террористами люди не рождаются, а становятся по каким-то причинам. Надо искать эти причины и устранять их. Это серьезная глобальная проблема. Терроризм — это средство борьбы, как правило, слабой стороны против сильной. Если мы в разы не уменьшим угрозу, если будут условия, толкающие людей на эту сторону, террористы всё равно будут просачиваться. Если мы завтра поставим датчики, выявляющие взрывные устройства, на всю территорию страны, террористы пересядут на машины или возьмутся за ножи.

 — По вашему мнению, исполнители теракта приехали из-за рубежа или речь идет о подполье на территории России?

— Исполнители могут быть откуда угодно — с Кавказа, из «Исламского государства» (запрещено в России. — «Известия»), это могут быть просто преступные элементы. Их могут даже просто использовать вслепую — дать поручение отвезти взрывное устройство с одной станции на другую и привести его в действие дистанционно, пока человек едет.

— Кто может стоять за террористической атакой в Петербурге?

— Заказчик, думаю, быстро объявится. Мне кажется, что ответственность на себя возьмет «Исламское государство», потому что именно оттуда нам следует ждать проблем. Но не надо забывать, что потенциальные заказчики могут быть не ограничены Кавказом и «Исламским государством». Повторю, терроризм — это оружие в руках слабых. Поэтому агентура должна работать по всем направлениям. 

Я считаю, наши силовики очень эффективно этим занимаются, учитывая количество обезвреженных террористов. Но они не боги. Только тот, кто не работает, имеет гарантию, что он никогда не ошибется.

Прямой эфир