Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Российская теннисистка Александрова вышла в полуфинал турнира WTA в Майами
Общество
ФСБ пресекла распространение подпольного оружия в 48 регионах за два месяца
Общество
Пленный боец ВСУ рассказал о пытках со стороны командиров в украинской армии
Интернет и технологии
В России создали соцсеть для водителей
Общество
В оперативных службах сообщили о продолжении поступления воды в рудник «Пионер»
Спорт
Хоккеист Кучеров вернул лидерство в гонке бомбардиров НХЛ
Общество
В Красноярском крае возбудили уголовное дело после нападения мужчины на собаку
Мир
Сенатор из США назвал Израиль религиозно-фундаменталистским формированием
Общество
Небо в Амурской области окрасилось в оранжевый цвет
Общество
Люся Чеботина назвала цели проекта «Голос мой услышь»
Культура
Владимир Пресняков принял участие в проекте «Голос мой услышь»
Общество
Песков заявил об отсутствии планов блокировать Telegram в РФ
Мир
Нарышкин обсудил с министром госбезопасности КНДР сотрудничество двух стран
Спорт
Российский теннисист Медведев вышел в полуфинал «Мастерса» в Майами
Политика
В Минобороны заявили о сотрудничестве России и Мьянмы в условиях санкций
Общество
Полученные от концерта группы «Пикник» доходы направят пострадавшим в «Крокусе»

«Карусели» могут стать статьей УК

Госдума одобрила поправки в избирательное законодательство
0
«Карусели» могут стать статьей УК
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Госдума приняла вчера в первом чтении поправки в законы«О выборах президента РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и в Кодекс об административных правонарушениях, отменяющие открепительные удостоверения на выборах и упрощающие процедуру наблюдения на участках для голосования. Авторы законопроекта — сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Широков пояснили, что изменения направлены на либерализацию законодательства, будут «работать на добросовестного избирателя», и допустили введение уголовного наказания за так называемые «карусели» на выборах. Собеседник «Известий» в Госдуме не исключил, что ко второму чтению может появиться поправка, которая предусмотрит смешанную форму дистанционного голосования: и по открепительным, как сейчас, и по новой схеме.

Поправки в законы «разработаны в целях создания наиболее благоприятных условий реализации прав всех участников избирательного процесса», заявил сенатор Андрей Клишас, представляя законопроект. Процедура голосования должна стать «максимально открытой, гласной и прозрачной», подчеркнул он, добавив, что инициатива направлена на либерализацию избирательного законодательства.

Материалы по теме
2

Согласно законопроекту, дата выборов президента переносится на третье воскресенье марта, открепительные удостоверения на выборах отменяются (планируется создать единый центр приема заявок для голосования по мес­тонахождению избирателя), а наблюдатели на выборах смогут перемещаться по участкам, а не находиться на одном, как сейчас.

Сенаторы также предлагают законодательно закрепить обязанность по оснащению помещений для голосования веб-камерами, за исключением участков в больницах, тюрьмах, воинских частях, на полярных станциях. Изображения с камер будут транслироваться в интернете и Едином ситуационном центре. Еще одна поправка предлагает так называемую перенарезку избирательных участков или участков для референдума проводить не раз в пять лет (как сейчас), а вне периода избирательной кампании, в исключительных случаях — не позднее чем за 70 дней до голосования. При этом количество избирателей для одного участка предлагается ограничить 1,5 тыс. человек.

В ходе пленарного заседания дискуссию вызвала норма об отмене открепительных удостоверений. Сейчас их выдает территориальный избирком за 20–45 дней до выборов или участковый избирком за 19 суток и менее.

Согласно поправкам, желающие проголосовать не по месту жительства за три дня до выборов должны написать заявление и подать его в участковую избирательную комиссию в порядке, который определит Центризбирком. Такую заявку можно подать по телефону единого call-центра или через специальный интернет-портал.

Андрей Клишас напомнил, что Центр­избирком ведет «предметное обсуждение процедуры». Однако депутат Максим Иванов («Единая Россия») предложил записать порядок и сроки подачи заявления по местонахождению в законе, а не отдавать «на откуп ЦИК». Сенатор в ответ заметил, что не выступает категорически против, а «какие-то отдельные положения, если они вызывают опасения, можно сделать частью положений закона».

— Но пока мы исходили из того, что достаточный уровень регулирования — это именно нормативные документы ЦИК, — сказал сенатор.

Ранее в ЦИК заявляли, что соответствующий нормативно-правовой акт может появиться до конца апреля.

Олега Шеина («Справедливая Россия») беспокоил вопрос так называемых «каруселей» (когда избиратели голосуют неоднократно на разных участках). Его поддержал коллега по фракции Михаил Емельянов, заявивший, что «просто невозможно продумать механизм, обеспечивающий четкий контроль оппозиции за этим голосованием». Зампредседателя Госдумы Игорь Лебедев (ЛДПР) напомнил, в свою очередь, что участковые комиссии сейчас не могут обмениваться информацией через ГАС «Выборы», как это предполагается сделать. Они просто к ней не подключены, обратил он внимание.

Андрей Клишас и глава профильного комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») заявили, что ко второму чтению ЦИК предоставит все необходимые проекты документов и этот вопрос «удастся решить». Андрей Клишас также напомнил, что «исходит из презумпции добросовестности избирателей», и подчеркнул, что наказание за неоднократное голосование одного и того же лица ужесточается. При первом нарушении — штраф 30 тыс. рублей, при втором — уже 50 тыс. рублей. Сейчас нарушителям грозит взыс­кание до 3,5 тыс. рублей.

— Также рассматривается вопрос об установлении уголовной ответственности (за «карусели» на выборах.— «Известия»), — заявил Андрей Клишас, добавив, что этот вопрос прорабатывается с Верховным судом РФ и с профильным комитетом Госдумы.

Павел Крашенинников подтвердил, что такая работа ведется, поскольку «инструмент» ответственности действительно нужен. При этом тут «нет кровожадности, а хочется, чтобы эти нормы УК работали, в том числе с охранительной точки зрения», добавил он.

В итоге за принятие законопроектов проголосовали 333 депутата. Во втором чтении документ планируется рассмот­реть не ранее чем через месяц.

Глава фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский заявил «Известиям», что сама по себе отмена открепительных — вторичная, техническая мера, потому что по концепции закона происходит переход к несколько иной модели обеспечения прав граждан на участие в выборах.

— Может быть подано соответствующее заявление и через соответствующие базы данных ЦИК обеспечена возможность голосовать по месту пребывания. Но это не единственная мера, которая заложена в законопроект: одновременно появляется возможность разукрупнения участков, что тоже должно дать возможность там, где это необходимо, повысить «шаговую доступность» участка, — подчеркнул Дмит­рий Бадовский.

Кроме того, стоит учесть, что и в случае с отменой открепительных удостоверений, и в случае с упрощением порядка сбора подписей для участия в выборах законодатель учитывает ранее высказанные правовые позиции Конституционного и Верховного судов, напомнил эксперт.

Он также отметил, что законопроект предполагает ужесточение ответственности организаторов выборов за неправомерные действия.

— Это нужно, чтобы минимизировать опасения наблюдателей относительно того, как этот новый режим будет функционировать, — пояснил Дмит­рий Бадовский. — Конечно, для ЦИК это ответственная ситуация, потому что механизм, позволяющий гражданам подать заявление о голосовании по месту пребывания, верифицируемость этого голосования, чтобы не происходило никаких сбоев, — это очень серь­езная техническая и управленческая задача, которую необходимо будет решить на качественном уровне.

Руководитель Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что в проекте закона, принятом в первом чтении, сохраняется дуализм: с одной стороны, ведется «стимулирование нормальных участников политического процесса», с другой — «сдерживаются неадекватные участники, ориентированные на нарушение закона».

— Система обеспечения возможности для граждан проголосовать не по месту регистрации формируется в логике доверия к избирателю. Это верный подход, — заметил Дмит­рий Орлов. — При этом доверие к избирателю — это не карт-бланш на административную мобилизацию либо какие-то злоупотребления, — подчеркнул политолог.

Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов заявил, что законопроект «ликвидирует те несуразицы и неувязки избирательного законодательства, которые были приняты раньше, а также обозначает уже давно назревшие изменения».

— Разукрупнение избирательных участков, облегчение наблюдения — это всё хорошие позитивные шаги. Хорошо, что глупые и абсурдные вещи устраняются, — сказал он.

Прямой эфир