Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Российская теннисистка Александрова вышла в полуфинал турнира WTA в Майами
Общество
ФСБ пресекла распространение подпольного оружия в 48 регионах за два месяца
Общество
Пленный боец ВСУ рассказал о пытках со стороны командиров в украинской армии
Интернет и технологии
В России создали соцсеть для водителей
Общество
В оперативных службах сообщили о продолжении поступления воды в рудник «Пионер»
Спорт
Хоккеист Кучеров вернул лидерство в гонке бомбардиров НХЛ
Общество
В Красноярском крае возбудили уголовное дело после нападения мужчины на собаку
Мир
Сенатор из США назвал Израиль религиозно-фундаменталистским формированием
Общество
Небо в Амурской области окрасилось в оранжевый цвет
Общество
Люся Чеботина назвала цели проекта «Голос мой услышь»
Культура
Владимир Пресняков принял участие в проекте «Голос мой услышь»
Общество
Песков заявил об отсутствии планов блокировать Telegram в РФ
Мир
Нарышкин обсудил с министром госбезопасности КНДР сотрудничество двух стран
Спорт
Российский теннисист Медведев вышел в полуфинал «Мастерса» в Майами
Политика
В Минобороны заявили о сотрудничестве России и Мьянмы в условиях санкций
Общество
Полученные от концерта группы «Пикник» доходы направят пострадавшим в «Крокусе»

Вкладывать не в индустрию, а в искусство

Глава цирка на Цветном бульваре Максим Никулин — об умном распределении государственных средств
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

15 апреля мы отмечаем Всемирный день цирка — хороший повод поразмышлять о том, как живет в нашей стране этот замечательный жанр искусства. На протяжении долгого времени цирковые деятели говорили, что в цирке раскол и распад. Я никогда не придерживался этого мнения, но всегда говорил, что цирк в нашей стране — заброшенная вещь.

А происходит это от непонимания того, что такое цирк. Надо определиться: если для страны цирк является тем, чем он, с моей точки зрения, должен являться — частью большой национальной культуры, это одно дело. А если это такая пристяжная к культуре лошадь — другое. Потому что невозможно что-то строить, чем-то управлять, не зная, что это такое в принципе.

Цирк не похож ни на классическую музыку, ни на балет, ни на драматический театр, ни на литературу. Исходя из этого и нужно строить политику. В самом слове «цирк» есть и позитив, и негатив. Негатив как раз видят хозяйственники и управленцы: «Что вы мне здесь цирк устраиваете? Что ты из себя клоуна строишь?» Поэтому люди на высоких постах не всегда с пониманием воспринимают этот вид искусства.

Сегодня странное время для цирка. С одной стороны, какое-то внимание к нему есть: изменилось руководство в «Росгосцирке», пришел Дмитрий Евгеньевич Иванов — талантливый управленец, здравомыслящий человек. Вроде выделяются деньги на ремонт цирков, на строительство новых комплексов. Но, с другой стороны, все это как-то бестолково происходит.

Я не ностальгирую по прошлым временам, но помню великий цирк советского периода. Правительство и государство вкладывало в него деньги, цирк и артистов пиарили, о них снимали телевизионные программы, художественные и документальные фильмы. Тогда цирк был нужен как политический инструмент, и я не понимаю, почему к нему изменилось отношение. 

Со всех высоких трибун говорят, что нужно улучшать имидж России, про цирк при этом забывают, а ведь у страны было три выездных кита: спорт, Большой театр и цирк. Иностранцы до сих пор приезжают в Москву, чтобы посмотреть Кремль, Большой театр и цирк.

И на международном уровне наш цирк сохранил свое имя. Более того, его до сих пор «боятся». Когда он прекратил экспортное существование лет 25–30 назад, на Западе все страшно обрадовались — мы были сильным конкурентом.

При «совке» было как? Мы работали, зарабатывали, отдавали деньги государству, оно присылало нам зарплату, премии, деньги на корма животным, на гастроли и прочее. Мы были под крылом. Да, сейчас есть возможность заработать больше. Но ведь есть возможность договориться с государством, чтобы побольше отдавать, но и получать при этом от него больше внимания.

Получается, что государство выделяет деньги на государственный цирк. На подготовку программ, на зарплату управляющего аппарата, на репетиционные периоды артистам. А на что они идут? Я считаю, что выделяемые государством средства нужно четко разделить. Прежде всего сказать: «Вот вам, допустим, $50 млн, только отчитайтесь за них. Мы выделяем их на творчество, на производство новых номеров. А на зарплату, на корма, на репетиционный период и реквизит заработайте, пожалуйста, сами».

И мы можем это сделать. Те, кто говорит, что цирк загнулся, сгорел, клоуны разбежались, говорят неправду. Мы до сих пор занимаем ключевые позиции на самых крутых международных цирковых фестивалях. И за последние годы практически не было фестивалей, где мы бы оказались не при призах.

От государства цирку нужна не столько финансовая поддержка, сколько соответствующее внимание и отношение. Можно выделить любые деньги, вложить миллиарды, но если это делать без ума, без внимания, без уважения к искусству, не будет никакого толка. Вопрос — куда вкладывать. А вкладывать надо не в индустрию цирка, а в искусство.

Есть цирки, которым, может, и не нужно помогать. Есть места, в которых цирки строить не нужно было изначально. Цирк не может работать в небольших городах, далеких от мегаполисов. Если в Москве или Питере проходной двор круглый год — приезжие, иностранцы, туристы, то в Твери, например, такого нет, и в Курске тоже. Сейчас, говорят, собираются строить стационарный цирк в Севастополе. Если это правда, то это будут очередные выброшенные деньги.

А идея о том, что цирки должны быть многофункциональными и еще работать как кинотеатры? Министр культуры журит генерального директора «Росгосцирка» за то, что плохо выполняется программа кинофикации цирков. А кино цирку не нужно — это два совершенно разных вида искусства.

Цирк — это детство. Человек возвращается в него, приводя в цирк своих детей и внуков. Люди приходят за теми впечатлениями и эмоциями, которые они испытали в первый раз, когда их туда привели родители, бабушки и дедушки. Слово «цирк» вызывает теплые воспоминания и улыбку. Это вкус детства практически для всех нас.

Автор — директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​ 


Прямой эфир