Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

Почему торговля бензином стала нерентабельной

Экономист Александр Пасечник — о том, что происходит на российском топливном рынке
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Положение дел на российском рынке бензинов вызывает всё больше вопросов. Рассуждения нефтяников об убыточности нефтеперерабатывающего комплекса, похоже, начали находить отражение в переформатировании их реальных стратегий развития. 

Материалы по теме
3

К примеру, весенние слухи о продаже трети или даже всей розничной сети одной из крупнейших компаний страны из-за нерентабельности заправочного бизнеса, похоже, дошли до Кремля. Вероятно, окружение Владимира Путина проинформировало его о предпосылках возможной дестабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива из-за готовящегося серьезного отраслевого передела в секторе. Тем более что национальный розничный рынок автомобильного горючего и без того централизован, а в целом ему присущи все признаки олигополии — одной из форм несовершенной конкуренции, в которой доминирует несколько игроков.

Очевидно, президент РФ счел нужным лично понять, насколько реален ход событий с «движением активов» и в чем причина проработки таких комбинаций частной нефтекомпанией. 

Сделка же, безусловно, ожидалась крупная, резонансная для отрасли; но в то же время с позиций власти она несвоевременная по ряду причин, да и не нужная. Видимо, поэтому главу крупнейшего частного нефтехолдинга и пригласили на прием к главе государства.

Ее главный итог — отказ концерна «Лукойл» от плана продавать свою сеть АЗС. Хотя официально прозвучало следующее объяснение Вагита Алекперова главе государства: «Разрабатывая стратегию на десять лет, наши стратеги сделали предложение по продаже розничной сети. Однако правление не согласилось с таким сценарием». 

Очевидно, что Владимир Путин своим непосредственным вниманием к проблеме развития автозаправочного бизнеса в России снизил системные риски в сегменте, который и без того переживает не самые лучшие времена из-за налогового маневра и роста акцизов.

Кроме того, замечу, что шоки в топливной рознице не нужны властям и перед президентскими выборами, намеченными на следующий год. Это социально значимая сфера, и отсюда к ней столь высокое во всех смыслах внимание. 

Справедливо сказать, что нефтепереработка сегодня и вправду сильно потеряла в привлекательности — это уже не столь прибыльный бизнес для производителей, как было несколько лет назад. Сектор сейчас пребывает под гнетом налогового маневра — принятые фискальные перемены, как оказалось, деструктивны для производителей бензинов. Губительна лепта и от «акцизных» волн 2016 года с индексацией ставок — январской и апрельской. 

Конечно, в ответ нефтяники попытались поискать компенсацию своих потерь в той же рознице — в основном за счет роста цен на заправках и развития сопутствующих сетей мини-маркетов на автозаправочных комплексах. Однако непрофильная торговля в кризис себя не оправдывает и не дает должной прибавки в марже.

В «лобовую» отыграться на потребителях не позволили нефтяникам регуляторы. Здесь руки у олигополистов связаны — надзор вроде как проявляет жесткость — ФАС постоянно предупреждает, что цены на автомобильное топливо допустимо индексировать в текущем году на уровень не выше инфляции, которая по ожиданиям финансово-экономического блока правительства РФ не уйдет за рамки 4–5%. При нарушении регламента предусмотрены административные санкции в виде крупных оборотных штрафов. Но также вероятны и уголовные дела — при доказанности рецидива картельного сговора действующее законодательство теперь предусматривает и реальные сроки заключения.

Но на поверку сдерживающее влияние ФАС посредственно, ведь цены на заправках всё равно перманентно растут. И даже когда в 2016 году баррель на мировых биржах стоил около $30, соответствующего «отыгрыша» в рознице вниз не было — тогда нефтяники нашли удобную отговорку, что якобы сырьевая составляющая в формировании цены на топливо не приоритет, а всё дело в пресловутых налогах и акцизах. При восстановлении же конъюнктуры на сырьевых мировых площадках нефтяники «прозревают», прямо связывая рост розничных цен на бензины с динамикой барреля.  

Утверждать, что внутренний рынок бензинов на самом деле убыточен и бесперспективен — все-таки заблуждение. Разве сейчас идет речь о массовой распродаже бензоколонок? Недавний «одинокий тест» с попыткой продать сетевой бизнес — это вовсе не актуальный кейс, который отражает реальное положение дел в сегменте розничной продажи бензинов. Вопрос, думаю, целесообразней ставить о норме прибыли — продавцы традиционно зарабатывали  больше. А теперь их доходы от бензиновой розницы заметно оскудели. Тем более что спрос на топливо тоже пока сдержан неблагополучной фазой, которую проходит национальная экономика, — но стагнация не вечна и период восстановления не за горами. О нерентабельности автотопливного бизнеса в РФ говорить преждевременно и по системному  критерию: высокий уровень монополизации в отрасли сохраняется, и поэтому убыточности здесь не может быть априори. А при грамотном управлении можно не сетовать на проблемы, а достигать стабильности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​​


Прямой эфир