Среда, 24 мая 2017
Культура 28 апреля 2017, 00:01 Алла Сигалова

Кровавая и прекрасная профессия

Мнение

Хореограф Алла Сигалова — о развитии балетного искусства в России

Фото: «ВайТ Медиа»

29 апреля во всем мире отмечают День танца. И это для нас — повод задуматься, что нужно современному зрителю от балетного искусства и как развивается танец в России.

Материалы по теме
4

Для меня очевидно, что на балет зритель идет за сильными эмоциями. Но чтобы их получить, на сцену должны выйти очень талантливые артисты, а это, к сожалению, бывает не так часто. Если зритель, посмотревший хореографическую постановку, говорит, что танец его не покорил, значит он смотрел на неталантливых людей.

Все дело — в людях, в личностях. И, как в любой другой профессии, здесь два ключевых аспекта: призвание и школа. И без первого, и без второго в балете никуда.

Я начала учиться танцу в шесть лет, просто потому, что мне нравилось существовать под музыку, жить в движении. Не думаю, что в шесть лет человек может сознательно проанализировать, почему занятия танцами его так волнуют и возбуждают. Танец — очень эмоциональная и природная вещь. И нельзя идти в балет, желая сделать карьеру, заработать. Это такая кровавая профессия! Она требует огромных затрат — и эмоциональных, и физических, и временных, вынуждает отказываться от многих общечеловеческих радостей... Танцовщику нужна огромная сила воли, чтобы мучить свое тело и преодолевать многочисленные сложности, которые встречаются на пути.

Что же касается школы, то здесь мы, как говорилось в советское время, «впереди планеты всей». Я закончила хореографическое училище им. Вагановой и с уверенностью называю его лучшим в мире. Оно не только исправно поставляет звезд лучшим российским театрам, но и принимает множество учеников, приехавших из-за рубежа учиться у нас искусству балета. Во всем мире считается, что вершина классического балета — это именно ленинградская школа Мариинского театра.

Часто можно услышать такое мнение: в России не умеют исполнять современный балет, к танцу модерн наши артисты не привыкли. Но это верно только отчасти. Да, действительно, в советские годы у нас ставили практически только классический танец, мы остались в стороне от тех тенденций, которые тогда были на Западе. Но сегодня мы пытаемся наверстать упущенное, в нашей стране современный балет активно развивается, ведь искусство не может существовать без движения.

Конечно, нам хочется, чтобы все шло быстрее, но так не бывает. Мы должны пройти полный путь хореографического театра, который уже прошла Европа. И у нас много талантливых людей, поэтому я не сомневаюсь в успехе.Но необходимость развития современного танца в России вовсе не означает, что надо меньше обучать классике.

В погоне за европейскими хореографическими достижениями нам нельзя поступаться собственными традициями. Дело в том, что классическому танцовщику с хорошей школой перейти в современную хореографию гораздо проще, чем человеку, не имеющему классического образования. Это прописная истина.

Многие балетные артисты в конце карьеры переходят в современную хореографию. Почему? Этому есть очень простое объяснение: современная хореография технически гораздо проще. Танцовщикам на пороге критического для профессии возраста хочется продлить свою творческую жизнь. В классике настолько выверено каждое движение, настолько строгие правила, что если происходит какое-то нарушение, это уже получается некачественный танец. А в современной хореографии больший простор для отклонения от норм, потому что собственные нормы устанавливает сам хореограф. Хотя и в танце модерн бывают невероятные технические сложности, справиться с которыми могут только очень молодые танцовщики, натренированные в определенных стилистических рамках.

Наконец, не менее важно приучать к современному танцу и публику. Ведь то, что непривычно, отталкивает. И если современные постановки с современным хореографическим языком не будут пользоваться в стране должным вниманием, то ни театры не станут их создавать, ни артисты не научатся работать в этом стиле. И здесь ведущую роль может сыграть телевидение. В этом году я вошла в состав жюри телеконкурса «Танцуют все!» на одном из центральных каналов. Уверена, таких проектов должно быть больше, ведь это возможность для самого широкого зрителя насладиться мастерством талантливых коллективов из разных уголков России и увидеть многообразие этого великого искусства.

А еще работа на этом проекте вселила в меня надежду. Я поняла, что в танец в нашей стране несмотря ни на что активно развивается. У нас по-прежнему высокая профессиональная подготовка и в классическом жанре, и в народно-характерных танцах. А значит, и в будущем балет останется гордостью нашей страны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Наверх

Мнения

Наверх