Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил о невозможности диалога по 30-дневному перемирию без учета нюансов
Мир
Президент Египта обсудил с Путиным возможность увеличить турпоток между странами
Мир
Трамп исключил намерение в одностороннем порядке снижать пошлины для Китая
Мир
Евродепутат назвал важным присутствие Фицо на параде Победы для диалога с РФ
Мир
Путин пообещал сделать всё возможное для восстановления отношений со Словакией
Мир
Бразилия и РФ договорились вернуть комиссию высокого уровня по сотрудничеству
Мир
Песков назвал общение Путина с военными КНДР признанием их героических заслуг
Мир
Лихачев рассказал о возможной кооперации с Бразилией по строительству АЭС
Общество
Захарова назвала готовность сражаться за правду главной философией россиян
Общество
«Известия» вручили 97-летнему ветерану ВОВ репринт газеты от 9 мая 1945 года
Мир
Путин высоко оценил суверенный курс Сербии в международных делах
Армия
Белоусов заявил о самоотверженной борьбе военных РФ с неонацистами в ходе СВО
Мир
Жители Одессы возложили цветы к монументу Неизвестного матроса
Мир
Фицо высказался против идеи по возведению нового «железного занавеса» в Европе
Общество
Донецкий железнодорожный вокзал впервые с 2014 года начал принимать поезда
Мир
Внук Бисмарка счел безумием запреты ЕС посетить делегациям парад Победы в Москве
Мир
МИД Украины предписал двум венгерским дипломатам покинуть страну

Нужна ли «Газпрому» щедрость «Нафтогаза»?

Аналитик Александр Фролов — о неожиданном предложении от газотранспортной системы Украины
202
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Нафтогаз» снизит тарифы на транзит российского газа. С 2020 года «Газпрому» придется платить на 10% меньше за каждую тысячу кубов, прокачанных через территорию Украины. По мысли руководства «Нафтогаза», это условие сделает украинский коридор более выгодным, чем маршрут, включающий «Северный поток». Дело за малым: «Газпром» должен гарантировать прокачку 110 млрд куб. м голубого топлива через газотранспортную систему (ГТС) Украины. Однако предложение «Нафтогаза» выглядит абсурдно, и российская компания его вряд ли примет.

Щедрое предложение озвучено не официально, а в интервью одного из руководителей «Нафтогаза» немецкому агентству DPA. И оно прямо противоречит официальной позиции украинского руководства. Еще в конце 2014 года Украина планировала изменить систему тарификации на прокачку российского газа. Нынешняя система строится таким образом: «Газпром» платит за 1 тыс. куб. м прокачанных на 100 км. В новой системе Украина намеревалась обязать «Газпром» платить за точку входа и точку выхода.

Это нововведение подавалось как часть «европейских» реформ. Такая система неплохо приспособлена для условий Евросоюза — большого количества потребителей и поставщиков голубого топлива при относительно небольших расстояниях и развитой газотранспортной сети. Но для Украины применение этой системы выглядит странно. 

Сразу ввести новую систему в употребление не удалось. Но руководители Незалежной заявили о твердом намерении внедрить ее после 2019 года, когда закончится действие контракта с «Газпромом». Нововведение уже закреплено на законодательном уровне. Главное — внедрение этой системы приведет к двукратному росту платежей со стороны «Газпрома». 

Так как в этой связи нужно воспринимать слова о снижении тарифа, прозвучавшие из уст представителя «Нафтогаза» в СМИ? Предположим на секунду, что его слова действительно обращены к «Газпрому». Получается, если российская компания будет прокачивать порядка 110 млрд куб. м газа в год через украинскую ГТС, то ей придется платить на 10% меньше. Выгодно ли это?

В 2016 году «Газпром» прокачал через территорию Украины более 82 млрд куб. м газа. Если суммарные объемы поставок российского голубого топлива в Европу и Турцию сохранятся на том же уровне, то «Газпрому» придется «осушить» в пользу Украины либо газопровод «Ямал–Европа», который проходит через территорию Белоруссии, либо «Северный поток». Но представитель «Нафтогаза» уверяет, что с новым тарифом это будет выгоднее, чем прокачивать через «Северный поток-2». И здесь благоглупости «Нафтогаза» сталкиваются с неумолимыми цифрами.

«Северный поток-2» логично сравнить с его действующим собратом. Прокачка по «Северному потоку» обходится «Газпрому» в $2,1 за 1 тыс. куб. м за 100 км. А по украинской ГТС — в $2,5. Если тариф снизится на 10%, то украинский коридор всё равно будет дороже. Кроме того, оператор «Северного потока» — предприятие Nord Stream AG, в котором «Газпрому» принадлежит 51%. Если упростить, то получается, что часть денег за прокачку на этом направлении российская компания платит самой себе. Ситуация становится еще интереснее, если вспомнить, что оператор «Северного потока-2» принадлежит «Газпрому» на 100%. То есть в любом случае «Северные потоки» будут обходиться дешевле. Но и это не всё.

Северный коридор включает в себя не только «Северные потоки», но и газопроводы на территории России. А также добычные мощности. Сейчас всё большую роль в российской газодобыче играет полуостров Ямал. Происходит это по естественным причинам — старые месторождения Западной Сибири вошли в стадию падающей добычи. А Ямал начал разрабатываться лишь несколько лет назад. И со временем его роль лишь усилится. 

Расстояние от нового центра газодобычи до Германии по северному коридору примерно на 2 тыс. км короче, чем по украинскому. Разумеется, российский газ нужен не только Германии. Есть потребители, которые располагаются ближе к Украине. Но в этом случае стоит вспомнить, что на северном коридоре стоит новейшее, эффективное оборудование. Поэтому и затраты энергии на прокачку здесь ниже. 

Стоит ли теперь напоминать, что на ремонт и модернизацию украинской ГТС требуются суммы больше, чем затраты на строительство «Северного потока-2»? А взять их «Нафтогазу» негде. То есть имеется риск банального выхода системы из строя. Особенно если через нее начнут прокачивать на 30 млрд куб. м газа больше.

На наш взгляд, слова представителя «Нафтогаза» стоит воспринимать не как деловое предложение, а как попытку напомнить Европе об украинской ГТС. Что стало особенно актуально после того, как нашлась схема финансирования для «Северного потока-2».

Автор — заместитель генерального директора Института национальной энергетики

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности