Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Собянин сообщил о начале работы сезонных ярмарок выходного дня
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
КНДР провела испытания выпущенных на новом оборонном предприятии РСЗО
Происшествия
МО РФ сообщило об уничтожении двух снарядов «Ольха» над Белгородской областью
Общество
Уровень воды в реке Ишим в тюменском селе Абатское за сутки поднялся до 1175 см
Мир
Рябков призвал США серьезно отнестись к проекту резолюции РФ по космосу
Мир
Сирия обвинила США в создании помех ООН в урегулировании обстановки в Газе
Мир
В ДНР сообщили об оставлении ВСУ позиций на одном из укрепрайонов
Мир
AP узнало об отказе ВСУ от использования Abrams из-за российских дронов
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Общество
Защита экс-замминистра обороны Иванова обжаловала его арест
Мир
ЦАХАЛ нанесла удары по инфраструктуре и другим целям «Хезболлы» в Ливане
Мир
Во Франции рассказали о вербовке иностранцев в посольствах Украины
Экономика
Россияне стали покупать больше ювелирных украшений

Истребители: схватка на земле

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин — о том, какая реформа ждет производителей «МиГов» и «Сухих»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Как ранее стало известно, «Рособоронэкспорт» заключил с военно-воздушными силами Бангладеш контракт на поставку восьми истребителей Су-30СМЭ с опционом на приобретение еще четырех самолетов. Примечательно, что основным конкурентом российского Су-30СМЭ в этом тендере был тоже российский самолет — МиГ-35. Бангладешские ВВС сделали выбор в пользу «сушек» по опыту эксплуатации этих истребителей в Индии и боевого применения в Сирии.

«Сухой» и «Микоян» не впервые делят иностранное небо: в 2014 году Казахстан остановил свой выбор на самолетах Су-30СМ, отодвинув МиГ-35.

Как вышло, что российские авиастроители вынуждены конкурировать друг с другом, порой соглашаясь на демпинг и другие уступки покупателю?

В Советском Союзе всегда существовало дублирование оборонных производств: два завода производили системы ПВО, самолеты, танки, дублировались предприятия по производству стрелкового оружия, ракетных комплексов, кораблей и подводных лодок. Принято считать, что таким образом СССР воспроизводил отсутствовавшую в социалистическом обществе конкуренцию. Подобная система заставляла главных конструкторов и ориентированные на них автономные вертикально-интегрированные структуры биться за каждый проект, ибо от этого зависели и финансирование, и формы поощрений.

Современный рынок вооружений очень глобализирован, сегодня предприятия борются не столько за внутреннего, сколько за внешнего потребителя.

Например, в затяжном тендере на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии в схватке за приз размером около $30 млрд сошлись французский Rafale, европейский Eurofighter Typhoon, шведский JAS 39 Gripen и российский МиГ-35. Любопытно, что в этом же тендере приняли участие два американских самолета: F-16C/D (производители General Dynamics и Lockheed Martin Aeronautics) и F/A-18E/F (производители McDonnell Douglas и Boeing Defense). Впрочем, американским участникам такая конкуренция не пошла впрок: они быстро выпали из списка главных претендентов на победу.

Глобальная конкуренция авиационных компаний растет: европейский Airbus Group работает над своим перспективным истребителем Future Combat Air System, который станет конкурентом самолету Eurofighter Typhoon производства Eurofighter GmbH, тот, в свою очередь, нередко сталкивается на рынке с французской компанией Dassault Aviation, интересы которой порой пересекаются со шведской Saab AB.

И на этом сегменте рынка помимо американцев и европейцев появляются новые конкуренты, например, китайская компания «Чэнду», которая со своими истребителями J-7, J-10 и JF-17, по оценкам экспертов, вышла на третье место по объему сделок. Китайцы захватывают рынок своим способом — клонируя иностранные изделия и дополняя их собственными наработками.

В Европе другая тенденция — производственные альянсы. Порой трудно определить, какую страну считать производителем самолета. Так, в производстве того же Eurofighter Typhoon участвуют итальянская Alenia Aeronautica, британская BAE Systems, германская EADS Deutschland и испанская EADS CASA.

При том что многоцелевые истребители среди всех видов авиационной техники сохраняют абсолютное лидерство по объемам продаж, жизненный цикл авиационных платформ вырос в несколько раз, и модернизация старых самолетов превратилась в эксплуатационную и производственную стратегию. Ради снижения стоимости в мире стало распространенным производство унифицированных платформ, на которых используются стандартизированные комплектующие.

Цена авиационных машин увеличивается на порядок с каждым новым поколением, и новейшие истребители становятся не по карману даже богатым странам. Например, Канада давно рассчитывает заменить стареющий парк своих истребителей CF-18. Но вопреки прежним планам приобрести самолеты Joint Strike Fighter F-35, в создании которых канадские предприятия принимают самое активное участие и даже получают через эту программу передовые военные технологии, правительство страны склоняется к покупке менее дорогих самолетов — F-18 Super Hornet. Нидерланды и Норвегия также сократили бюджет на супердорогие F-35, а Бельгия и Финляндия колеблются, испытывая давление со стороны и Пентагона, и компании Lockheed.

На этом фоне Россия не теряла надежды сохранить два истребительных бренда: «МиГ» и «Сухой». Обе фирмы обладают не просто уникальными инженерными коллективами и современными производственными мощностями. Дорогие сердцу каждого россиянина, они стали частью славной истории нашей страны. Более того, они пишут новые страницы: продолжают создавать перспективные истребители.

Однако на протяжении последних десятилетий АХК «Сухой» по ряду причин устойчиво демонстрировала более высокие показатели и на внутреннем, и на внешних рынках. Фактически в негласном соперничестве двух авиационных гигантов рынок голосует в пользу «Сухого». Микояновский сектор мирового рынка в последние годы продолжал последовательно сокращаться, и перспективный многофункциональный легкий истребитель поколения «4++» МиГ-35, похоже, потерял шансы его удержать.

В преддверии ожидаемого сокращения военных расходов в бюджете Государственной программы вооружения на 2018–2025 годы велика вероятность того, что два предприятия — РСК «МиГ» и АХК «Сухой» — объединятся в единый кластер боевой авиации под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации. РСК «МиГ» предположительно ожидает поглощение структурами АХК «Сухой». Создание легкого истребителя пятого поколения будет продолжено с использованием имеющихся у авиационной холдинговой компании наработок по программе ПАК ФА, а филиал «МиГ» продолжит выполнение старых контрактов по поставкам, модернизации и ремонту линейки самолетов МиГ-29.

Автор — эксперт ПИР-Центра, профессор Академии военных наук

Прямой эфир