Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Ирану интересны российские зерно, самолеты и железные дороги

Торгпред Андрей Луганский — о планах экспортировать в Иран автомобили «АвтоВАЗа» и проблемах с поставками Sukhoi Superjet 100
0
Ирану интересны российские зерно, самолеты и железные дороги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Иран станет важным рынком для российского зерна, когда цена на него снизится на 20–30%. Добиться этого Россия собирается, построив в исламской республике специальные терминалы для его хранения. Об этом в интервью корреспонденту «Известий» Инне Григорьевой рассказал торговый представитель РФ в Иране Андрей Луганский. Помимо сельскохозяйственной продукции, Россия собирается поставлять в Иран самолеты и другую продукцию машиностроения: автомобили, турбины и станки. А иранцы планируют экспортировать в Россию нефтехимическую продукцию и открывать клиринговые центры.

— В конце прошлого года была анонсирована российско-иранская программа «Нефть в обмен на товары». Предполагалось, что Россия будет поставлять в Иран свои товары, а нефть реализовывать на внешнем рынке. Какие товары Россия начала поставлять в Иран по этой программе?

— У нас стоит задача продавать иранскую нефть на рынки третьих стран. В случае реализации этой программы Иран готов на миллиарды долларов брать у нас продукцию машиностроения. Это любые технологии, связанные с железными дорогами; в Иране экономика и внутренняя логистика задыхаются от отсутствия железнодорожных перевозок. Сейчас первая задача у Ирана — сделать сквозной железнодорожный маршрут из Пакистана и Индии в сторону Турции и России, чтобы Иран стал транзитной железнодорожной страной.

Кроме железной дороги им нужна авиация, особенно малая и средняя. Иран тоже имеет право на транзитный авиационный хаб наподобие ОАЭ.

— Российские самолеты будут поставляться в Иран?

— Да, речь идет об МС-21. Причем есть программа не только поставок самого самолета, но и технологий его производства. Есть небольшие сложности с поставками Superjet из-за нерешенных патентных вопросов с иностранными комплектующими. Также обсуждается вопрос о поставках Ил-96. Это единственный самолет, который ни разу не потерпел крушение. Иранцы это понимают.

Помимо самолетов, Ирану очень интересны наши станкостроение и специальные стали. В Иране сейчас производятся в основном черные металлы, а специальной нержавеющей стали нет.

Также есть программа поставки грузовиков. Есть программа ремонта и строительства электростанций, модернизации существующих электростанций в Иране. Ирану нужны дополнительные мощности. Также будем поставлять газовые турбины.

— Какие сейчас есть преграды для реализации программы «Нефть в обмен на товары»?

— Иранская нефть не панацея. Все-таки структуры экономики наших стран схожи. И мы, и Иран — сырьевые державы. Но у нас большая промышленная составляющая экономики, а у Ирана — нет. У Ирана нет таких машиностроительных технологий, как у нас. Поэтому путь развития наших торговых отношений именно в плоскости продажи или перепродажи нефти — это, на взгляд экспертов Минэкономразвития и торгового представительства, экстенсивный путь, хотя тоже имеет право на жизнь.

Гораздо эффективнее пользоваться деньгами, которые Иран имеет в третьих странах за уже проданную или продающуюся нефть. Зачем нам пытаться продавать иранскую нефть в третьи страны, если Иран сам ее успешно продает?

За товары, которые мы покупаем за рубежом, могут заплатить иранцы теми деньгами, которые у них находятся, в частности, в Китае, в Южной Корее, в Японии и еще примерно в 20 странах. А потом на эту сумму получить у нас нужные им товары. Одна из задач иранского правительства — использовать клиринговые иранские деньги, то есть деньги, которые не предназначены для конвертации, в валютах этих стран. Россия может помочь Ирану в этом. Многими российскими банковскими структурами и коммерческими организациями сегодня планируется создание небольших клиринговых центров, которые могли бы использовать иранские деньги в третьих странах для импорта.

— Какие регионы могут первыми в этом поучаствовать?

— Регионы, в которых наиболее развито машиностроение.

— Мы им предлагаем автомобили «АвтоВАЗа»?

— Конечно. Только они пока не хотят пускать их на свой рынок, поскольку это негативно отразится на их собственном производстве легковых автомобилей.

— Сколько сейчас в портфеле вашего торгпредства российско-иранских проектов и на какую сумму?

— В портфеле около 50 проектов. На сумму порядка $40 млрд.

— В каких сферах эти проекты?

— Все сферы машиностроения, авионики, железнодорожное строительство, подвижной состав, электроэнергетика.

— РЖД планирует проекты в Иране?

— Да. Половину из экспортного кредита, предоставленного РФ Ирану, на $2,2 млрд планируется использовать на электрификацию железной дороги в Иране. В течение 1,5–2 лет проект будет реализован.

— В чем основная проблема с приходом наших нефтяных компаний на разработку месторождений в Иране?

— Основная проблема в том, что нефть и газ Ирана не могут быть переданы в частные руки. Сегодня наиболее эффективно оформлять все заходы наших нефтяных компаний в Иран сервисными контрактами с фиксированной стоимостью. Даже если это разработка новых месторождений и бурение скважин.

— Для решения этой проблемы планировалось разработать модель нового контракта. Чем он будет отличаться от старого?

— Я присутствовал на презентации нового контракта, но ничего нового не увидел. Принцип раздела продукции не предложен, принцип buy-back предложен с очень длительными характеристиками, которые неприемлемы. По сути, это тот же самый сервисный контракт.

— То есть новый контракт не позволит инвесторам владеть долей в месторождении?

— Нет.

— Может ли «Газпром» вернуться на месторождение «Южный парс» в Иране?

— Конечно, может. Другое дело, что газ принадлежит государству Иран и «Газпрому» принадлежать не может.

— Сохраняются ли планы сделать Дагестан транспортным коридором в торговле между Россией и Ираном?

— Была такая идея, но она в большей степени обсуждалась с точки зрения железнодорожных паромов, чтобы железнодорожную сеть Ирана связать с нашей через паромы. Но из-за слабой развитости иранской железнодорожной сети эти планы пока развития не получили.

— Какие новые товары могут начать поставляться из Ирана в Россию?

— Различная нефтехимия. Сейчас договариваемся о цене.

— Какова ситуация с поставками зерна из России в Иран?

— Мы очень мало зерна экспортируем в Иран. Основная проблема — наша высокая цена.

— Эта проблема как-то решается?

— Планируется строительство зерновых терминалов на территории Ирана, чтобы удешевить наше зерно. Цена таким образом может упасть процентов на 20–30. Это решит проблему цен.

— В прошлом году был создан «зеленый коридор» между Россией и Ираном. Заработал ли он на полную мощность?

— В этом году заработает. Сейчас технически не связаны компьютерные сети нашей ФТС и таможенной службы Ирана. Но в ближайшее время эта проблема решится.

Прямой эфир