Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Приморье пожар охватил 6 тыс. кв. м кооператива
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о временном закрытии дворца фестивалей в Каннах из-за угрозы взрыва
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

«Качественное жилье — это то, что делает людей счастливыми»

Реализовать планы благоустройства и целых кварталов, и отдельных дворов возможно только при заинтересованности со стороны как власти, так и граждан
0
Фото: Александр Казаков/"ИЗВЕСТИЯ"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

О том, как города конкурируют между собой и что такое качественное жилье, «Из­вес­тиям» рассказал участник форума «Среда для жизни: квартира и город», соучредитель и главный архитектор бюро UNK project Юлий Борисов.

Сейчас резко вырос интерес к так называемым общественным пространствам. Реализуется несколько государственных программ. Насколько общественные пространства важны для развития городов?

Вопрос об общественных пространствах сводится к тому, какие функции в них реализуются. Например, в 1930-е годы в СССР на месте пат­риархальной Москвы строили гигантские площади. Они предназначались для огромных коллективов людей, которые должны были вместе проводить досуг, шагая стройными рядами в светлое будущее. Архитектура отражала этот запрос. И мы получили Манежную площадь, Тверскую улицу, Лубянку.

Следующее весомое изменение сознания — хрущевская «оттепель» с неформальными посиделками на кухне. Общественная жизнь в этот период стала более формальной, была рассчитана больше на молодежь — школьников, студентов. Трудоспособное население в основном замкнулось в своем внутреннем мире. Ценность общественных пространств снизилась, тогда и началась деградация парков.

Сейчас начался новый виток. Растет поколение, которому опять стало интересно общаться. И запрос на общественные пространства снова изменился: сегодня слово «многообразие» является ключевым. Мы, как архитекторы, создавая общественные пространства, должны очень прицельно удовлетворять запросы узких групп людей: самых маленьких; тех, кто любит танцевать латиноамериканские танцы; любителей шашек и так далее.

Какова связь развитых общественных пространств и экономики города?

Эта связь линейная. Люди приезжают в города, потому что в них сконцентрированы возможности для самореализации. В этом смысле общественные пространства — это одна из составляющих самореализации: они создают возможность коммуникации.

Мы рассматриваем города как пространства, которые конкурируют друг с другом. Москва конкурирует с Петербургом или с Лондоном, Тамбов — с Воронежем. При прочих равных город, где люди могут реализовать еще одну свою потребность, получит преимущество. Я, например, живу в центре Москвы, и здесь я могу выйти из дома, перейти один светофор и выйти на велодорожку по парку протяженностью 20 км. В Нью-Йорке, например, такого нет. Так же как нет горнолыжной трассы в 5 км от Манхэттена. Это конкурентное преимущество. Конечно, у нас есть и минусы — безопасность, например. И человек каждый раз взвешивает, где ему будет лучше.

Таким образом, в борьбе за качественного горожанина общественные пространства играют очень важную роль. Они привлекают качественные человеческие ресурсы, которые энергичны, молоды, образованны.

Какие типы городской застройки создают качественную среду?

Типы застройки изучаются уже более 200 лет. Вопрос не в том, какая из них лучше — квартальная, линейная или точечная застройка. Каждый тип застройки в определенных условиях имеет право на существование. Например, квартальная застройка хороша при определенной плотности и высотности. Реализовать квартальную застройку при той плотности, которая существует в Нью-Йорке или Сингапуре, невозможно. Это будут не дома, а мегаколодцы.

Для сегодняшней Москвы квартальная застройка — это наиболее подходящий способ решить ее проблемы. Но и другие возможности я бы не отметал. На отдельных участках (например, в Сити) может использоваться не квартальная, а высокоплотная точечная застройка. Она имеет свои плюсы и подходит для определенных территорий.

Важная особенность Москвы в том, что есть разные типы застройки. Исторически в Москве строили дома с палисадниками между улицей и домом (они еще сохранились на Остоженке) — в этом наше своеобразие. С приходом Петра мы перешли на европейский тип застройки по красным линиям. После революции обратились к творчеству Ле Корбюзье. В этом разно­образии наша уникальность. Париж, например, сделан по одному правилу — четко и понятно. Единственный акцент — Эйфелева башня, все остальное идеально ровно, и многие считают, что это скучно.

На форуме «Среда для жизни: квартира и город» в Саратове много говорилось о том, что акцент в жилищном строительстве должен сместиться с количества на качество. Что для вас означает качественное жилье, каковы его критерии?

Качественное жилье — это то, что делает людей счастливыми. Они получают положительные эмоции и не испытывают дискомфорта.

Комфорт складывается из мелочей. Для квартир хорошо, когда человек из спальни идет в ванную не через прихожую. Если у каждого своя спальня (даже если она маленькая) и есть общая зона, где можно пообщаться. Когда на лестничной площадке лампочки сами гаснут, не нужно платить лишнего — это важно. Что касается мусоропровода, в наших проектах мы их не предусматриваем: тогда можно организовать раздельный сбор мусора.

Для подъезда хороши прозрачные двери, когда он освещен естественным светом. Комфортно, когда велосипед можно взять в кладовке и не таскать его на 12-й этаж, пачкая лифт. Когда выход из подъезда находится на уровне земли. Когда во дворе ребенка можно отпустить погулять, не опасаясь за его безопасность.

Рядом с домом должен быть обязательный набор инфраструктуры: школа, место для занятий спортом, парк. Должны быть административные и офисные здания, чтобы не ездить через весь город на работу. Сейчас, чтобы удовлетворить потребности, нам нужно прилагать героические усилия, бороться с пробками, климатом, финансовыми проблемами. Мы не живем — мы боремся. Но как создать комфортную среду — давно известно. Это прописано во многих книгах, и большинство городов развивается по этим канонам.

Как, по вашему мнению, архитекторы и девелоперы могут повлиять на появление качественной и доступной застройки в городах?

Качественная застройка — это одна из профессиональных обязанностей архитекторов. И если они ее не выполняют, нужно разобраться, в чем причина. Возможно, в техническом задании не прописаны компоненты качественной застройки, такие, как двор без машин, озеленение и т.д. Второй вариант — если у архитекторов не хватает для этого компетенций. В этом случае надо учиться. В мире есть понятные процедуры, технологии и инструментарий, как создавать качественную застройку. Нужно перенимать опыт у тех, кто умеет это делать.

Например, мы сейчас строим школу будущего, которая должна стать лучшим образовательным учреждением России. До нас таких проектов никто не делал, а экспериментировать на детях — это не очень гуманно. Поэтому мы взяли в партнеры датчан, которые являются передовиками в этой сфере. И мы у них учимся.

Есть ситуации, когда нет экономической возможности реализовать качественный проект, потому что люди готовы платить за квадратный метр жилья, условно говоря, не 60 тыс. руб­лей, а только 40 тыс. Это нижняя граница себестоимости, за эти деньги можно построить только примитивный дом, с простейшим благоустройством.

Но это крайние случаи. Наш опыт показывает, что можно и в домах экономкласса создавать качественную среду. Это требует много времени, интеллектуальных и технических ресурсов, чтобы придумать, как сделать недорого, но рационально и качественно. Для этого иногда нужно выходить за рамки привычных действий и быть инноваторами. В проектировании есть возможность с помощью нововведений улучшать проект при том же бюджете.

Прямой эфир