Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Черноморский потенциал

Общественный деятель Нонна Каграманян — о том, как России выстраивать отношения с партнерами в Причерноморье
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Черное море известно как место столкновения геополитических и экономических интересов многих государств, в том числе находящихся далеко за пределами Черноморского бассейна. 

Когда речь идет о Черноморском регионе, характер взаимоотношений между государствами играет ключевую роль. Политические разногласия между отдельными игроками тормозят развитие кооперации в регионе в целом. Взять, например, Азербайджан и Армению, Армению и Турцию, Россию и Украину, Сербию и Албанию, Грецию и Македонию. Непростые с политической точки зрения комбинации, согласитесь. Иногда конфликтующим странам нужны посредники, в других случаях — стороны, готовые давать дополнительные гарантии. 

Опираться на двусторонние соглашения в Черноморском регионе, мягко говоря, рискованно. Уязвимость двустороннего формата хорошо демонстрирует судьба проекта «Южный поток», на который были потрачены семь лет и огромные средства, но который в итоге был несколько раз заблокирован Болгарией. Впоследствии через непростые испытания прошел и «Турецкий поток».

Не случайно в последние годы Россия вновь демонстрирует повышенный интерес к Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), объединяющей 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. 

В июле прошлого года Россия объявила о своей инициативе по созданию механизма развития проектного сотрудничества в Черноморском регионе и выделении на эти цели $1 млн в качестве единовременного добровольного взноса.

А в декабре министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая в ОЧЭС, охарактеризовал эту площадку как «единственную региональную полноформатную экономическую организацию в Черноморском регионе». 

Министры по понятным причинам не могут себе позволить оставаться вне политического контекста международных отношений. Бизнес, в свою очередь, более свободен в плане ведения переговоров и может даже способствовать политическому сближению через экономические связи. Не случайно основным рабочим органом ОЧЭС является Деловой совет, в который входят наиболее авторитетные бизнес-объединения стран-участниц. 

В апреле этого года «Деловая Россия» была наделена полномочиями обеспечивать российское участие в Деловом совете ОЧЭС. Помимо серьезной деловой активности внутри страны, «Деловая Россия» обладает большим авторитетом на международном уровне, включая страны Причерноморья. Организация имеет давние партнерские соглашения с бизнес-ассоциациями таких стран — участниц ОЧЭС, как Турция, Армения, Украина, Азербайджан, Греция и др. И, безусловно, «Деловая Россия» планирует как придать новый импульс российскому участию в ОЧЭС, так и содействовать укреплению авторитета этой организации в целом.

Черноморский регион обладает огромным потенциалом экономической кооперации. Черное море как естественная транспортная артерия, связанная со Средиземноморским регионом, позволяет перевозить грузы недорого, далеко и в больших объемах, что важно для освоения новых рынков сбыта. В сфере развития транспортной логистики необходимо развивать интеграцию водных и сухопутных торговых маршрутов, что в будущем приведет к удешевлению транспортировки, сокращению ее сроков и вовлечению новых участников в экономическую орбиту региона.

Реализовать экспортный потенциал невозможно без урегулирования таможенных вопросов, гармонизации техрегулирования, санитарных требований. Таможенные и иные барьеры мешают построению экономической кооперации по принципу международных производственных цепочек, когда, например, сырье производится в одной стране, комплектующие — в другой, а сборка происходит в третьей. Появление единых и прозрачных правил позволило бы дать старт целому ряду сложных международных производств, в полной мере задействовав промышленные и интеллектуальные возможности государств региона.

Огромную важность имеет и развитие гуманитарных связей в регионе, включая сферу образования и науки, здравоохранения, трудовой миграции.

Черное море также является крупнейшей экосистемой, обладающей ценными биологическими ресурсами. Поддержание эффективной и стабильной хозяйственной деятельности в регионе невозможно без совместного принятия решений, установления всеобщих правил и ограничений, оперативного и прозрачного контроля.

Россия способна стать лидером построения в Черноморском регионе такого формата взаимоотношений, который принесет очевидные выгоды всем странам Причерноморья. При этом не нужно создавать какие-то новые структуры, достаточно грамотно развивать уже имеющиеся механизмы. Большинство наших партнеров осознают огромный потенциал кооперации в регионе и готовы к интеграционным процессам. Возможно, это тот самый случай, когда взаимные экономические интересы помогут многим странам найти точки соприкосновения и оставить в прошлом разногласия, препятствовавшие конструктивному политическому диалогу в течение длительного времени.

Автор — вице-президент «Деловой России»

Читайте также:

МИД: РФ ожидает от ЕС «железобетонных гарантий» по «Турецкому потоку»

МИД: для строительства магистрали вокруг Черного моря нужны инвесторы

«Роснефть» зовет итальянцев в Россию

Прямой эфир