Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Нечаев заявил о готовности РФ работать с правительством Мерца
Экономика
Порядка 42% коммунальных сетей в России требуют замены
Мир
Премьер Франции анонсировал выделение €3 млрд на оборону
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали отсутствие осадков и до +21 градуса в Москве 16 апреля
Общество
МВД РФ поможет получить гражданство повару Житникову из Германии
Мир
Восемь стран присоединились к санкциям ЕС против Беларуси
Мир
Украина нарушила мораторий на удары по энергетической инфраструктуре 107 раз
Происшествия
Операция по спасению горняков из шахты «Садкинская» успешно завершилась
Мир
Посол РФ заявил о попытках замалчивания в ФРГ роли СССР в победе над нацизмом
Общество
В Госдуме предложили изменить расчет компенсации семьям погибших военнослужащих
Мир
СМИ указали на изменение «политики» Каллас из-за провала идеи по фонду для Украины
Мир
Фицо заявил о своем приезде в Москву 9 мая вопреки запретам Каллас
Мир
Нарышкин и Лукашенко на встрече в Минске обсудили проблемы международной обстановки
Мир
Производители микросхем в США могут потерять более $1 млрд в год из-за тарифов
Мир
Госдеп США одобрил продажу ракет Stinger Марокко на $825 млн
Мир
Министр Сербии усомнилась в смысле присоединения страны к ЕС
Общество
В Москве открылась фотовыставка «Непокоренные» с работами Мартемьянова

Черноморский потенциал

Общественный деятель Нонна Каграманян — о том, как России выстраивать отношения с партнерами в Причерноморье
210
Выделить главное
Вкл
Выкл

Черное море известно как место столкновения геополитических и экономических интересов многих государств, в том числе находящихся далеко за пределами Черноморского бассейна. 

Когда речь идет о Черноморском регионе, характер взаимоотношений между государствами играет ключевую роль. Политические разногласия между отдельными игроками тормозят развитие кооперации в регионе в целом. Взять, например, Азербайджан и Армению, Армению и Турцию, Россию и Украину, Сербию и Албанию, Грецию и Македонию. Непростые с политической точки зрения комбинации, согласитесь. Иногда конфликтующим странам нужны посредники, в других случаях — стороны, готовые давать дополнительные гарантии. 

Опираться на двусторонние соглашения в Черноморском регионе, мягко говоря, рискованно. Уязвимость двустороннего формата хорошо демонстрирует судьба проекта «Южный поток», на который были потрачены семь лет и огромные средства, но который в итоге был несколько раз заблокирован Болгарией. Впоследствии через непростые испытания прошел и «Турецкий поток».

Не случайно в последние годы Россия вновь демонстрирует повышенный интерес к Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), объединяющей 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. 

В июле прошлого года Россия объявила о своей инициативе по созданию механизма развития проектного сотрудничества в Черноморском регионе и выделении на эти цели $1 млн в качестве единовременного добровольного взноса.

А в декабре министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая в ОЧЭС, охарактеризовал эту площадку как «единственную региональную полноформатную экономическую организацию в Черноморском регионе». 

Министры по понятным причинам не могут себе позволить оставаться вне политического контекста международных отношений. Бизнес, в свою очередь, более свободен в плане ведения переговоров и может даже способствовать политическому сближению через экономические связи. Не случайно основным рабочим органом ОЧЭС является Деловой совет, в который входят наиболее авторитетные бизнес-объединения стран-участниц. 

В апреле этого года «Деловая Россия» была наделена полномочиями обеспечивать российское участие в Деловом совете ОЧЭС. Помимо серьезной деловой активности внутри страны, «Деловая Россия» обладает большим авторитетом на международном уровне, включая страны Причерноморья. Организация имеет давние партнерские соглашения с бизнес-ассоциациями таких стран — участниц ОЧЭС, как Турция, Армения, Украина, Азербайджан, Греция и др. И, безусловно, «Деловая Россия» планирует как придать новый импульс российскому участию в ОЧЭС, так и содействовать укреплению авторитета этой организации в целом.

Черноморский регион обладает огромным потенциалом экономической кооперации. Черное море как естественная транспортная артерия, связанная со Средиземноморским регионом, позволяет перевозить грузы недорого, далеко и в больших объемах, что важно для освоения новых рынков сбыта. В сфере развития транспортной логистики необходимо развивать интеграцию водных и сухопутных торговых маршрутов, что в будущем приведет к удешевлению транспортировки, сокращению ее сроков и вовлечению новых участников в экономическую орбиту региона.

Реализовать экспортный потенциал невозможно без урегулирования таможенных вопросов, гармонизации техрегулирования, санитарных требований. Таможенные и иные барьеры мешают построению экономической кооперации по принципу международных производственных цепочек, когда, например, сырье производится в одной стране, комплектующие — в другой, а сборка происходит в третьей. Появление единых и прозрачных правил позволило бы дать старт целому ряду сложных международных производств, в полной мере задействовав промышленные и интеллектуальные возможности государств региона.

Огромную важность имеет и развитие гуманитарных связей в регионе, включая сферу образования и науки, здравоохранения, трудовой миграции.

Черное море также является крупнейшей экосистемой, обладающей ценными биологическими ресурсами. Поддержание эффективной и стабильной хозяйственной деятельности в регионе невозможно без совместного принятия решений, установления всеобщих правил и ограничений, оперативного и прозрачного контроля.

Россия способна стать лидером построения в Черноморском регионе такого формата взаимоотношений, который принесет очевидные выгоды всем странам Причерноморья. При этом не нужно создавать какие-то новые структуры, достаточно грамотно развивать уже имеющиеся механизмы. Большинство наших партнеров осознают огромный потенциал кооперации в регионе и готовы к интеграционным процессам. Возможно, это тот самый случай, когда взаимные экономические интересы помогут многим странам найти точки соприкосновения и оставить в прошлом разногласия, препятствовавшие конструктивному политическому диалогу в течение длительного времени.

Автор — вице-президент «Деловой России»

Читайте также:

МИД: РФ ожидает от ЕС «железобетонных гарантий» по «Турецкому потоку»

МИД: для строительства магистрали вокруг Черного моря нужны инвесторы

«Роснефть» зовет итальянцев в Россию

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением