Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
В Иране совершил жесткую посадку вертолет, перевозивший президента Раиси
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

По женевскому счету

Политолог Александр Ведруссов — об успешной реанимации российско-американского диалога
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За последние годы российско-американские отношения деградировали «до самой низкой планки». Именно поэтому сам факт проведения полноценного саммита лидеров двух стран уже можно считать своеобразным прорывом. Для обеих сторон.

Для начала действующим президентам России и США хватило здорового прагматизма, чтобы зафиксировать недопустимость отсутствия «стабильных и предсказуемых» отношений между двумя ведущими ядерными государствами. Неожиданно для многих заметную инициативность в разрядке напряженности между странами проявила именно администрация Джо Байдена. Одним из первых пунктов ее внешнеполитической повестки стало продление действия договора СНВ-3 до 2026 года. Без предварительных условий.

Эта линия была продолжена и на переговорах президентов России и США в Женеве. Единственным итоговым документом саммита стало их совместное заявление по стратегической стабильности в мире. Москва и Вашингтон, будучи ответственными международными акторами, не могут позволить себе роскошь отказаться от диалога «по снижению рисков вооруженных конфликтов и угрозы ядерной войны» даже на самом низком уровне двусторонних отношений.

В свою очередь комплексный двусторонний диалог по глобальной безопасности и ядерному нераспространению вполне может постепенно вытянуть на приемлемый для обеих стран уровень и другие сопутствующие вопросы, представляющие взаимный интерес. «Могущественные и гордые» государства даже в условиях продолжающейся конфронтации должны уметь вырабатывать базовые правила взаимодействия и сохранять стабильные каналы общения. Особенно в напряженной обстановке.

Показательно, что президент Байден не только очертил контуры совместных усилий по нормализации обстановки в Сирии и Ливии, но и отметил конструктивную роль и даже помощь России в урегулировании кризисных ситуаций вокруг Ирана и Афганистана. Укрепление позиций Москвы на Большом Ближнем Востоке, как это ни странно, по-своему способствует налаживанию действенных российско-американских механизмов согласования интересов в этом стратегически важном регионе.

Чего не скажешь об Украине, ставшей для России и США камнем преткновения, который уже много лет не получается сдвинуть с мертвой точки. Москва с удивительным терпением и последовательностью добивается выполнения официальным Киевом одобренных Советом безопасности ООН Минских соглашений, в то время как Вашингтон лишь повторяет порядком поднадоевшие мантры о суверенитете и территориальной целостности Украины. Немного обнадеживающим сигналом со стороны США можно считать разве что отказ американского руководства положительно отвечать на настойчивые просьбы Киева о скорейшем присоединении к Североатлантическому альянсу. Однако в долгосрочной перспективе Москва, памятуя о предыдущем негативном опыте, может удовлетвориться лишь юридически обязывающими международными соглашениями, но никак не пустой риторикой.

Определенные точки неконфронтационного соприкосновения лидеры России и США обозначили по проблематике Арктики, глобального изменения климата и даже по вопросу совместного противодействия киберугрозам. Если хельсинские договоренности с предыдущей американской администрацией по совместному расследованию киберпреступлений так и остались нереализованными из-за сложной внутриполитической обстановки в США, то ожесточенного сопротивления инициированным в Женеве новым президентом коммуникационным механизмам со стороны «вашингтонского болота» не ожидается. Несмотря на упрямое повторение дежурных обвинений в адрес России, Байден трезво оценивает киберриски со стороны многочисленных, в том числе негосударственных акторов, действующих сегодня на международной арене.

«Ок, что дальше?» — вопрошает на своей пресс-конференции по итогам саммита американский президент. «Иллюзий никаких нет и быть не может», — как бы отвечает ему российский лидер на отдельном подходе к СМИ. На уровне официальных документов США останутся для России «недружественной страной». Москва для Вашингтона — главной военной угрозой. Всё это ни в коем случае не отменяет самого активного поиска диалоговых механизмов для разрядки напряженности и взаимодействия в сферах, представляющих взаимный интерес.

Уже это, по женевскому счету, является своеобразным прорывом в российско-американских отношениях, которым просто нельзя позволить ухудшаться до бесконечности.

Автор — руководитель аналитического центра «СтратегПРО»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир