Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
В Иране совершил жесткую посадку вертолет, перевозивший президента Раиси
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Вот левый поворот

Политолог Александр Ведруссов — о значении победы прогрессивных сил Колумбии для суверенизации Западного полушария
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Последние десятилетия Колумбия прилежно исполняла роль форпоста Соединенных Штатов в Латинской Америке. Была для США чем-то вроде Украины «на максималках». Экономически Богота почти полностью контролировалась Вашингтоном через олигархические группировки. А политическая элита страны методично формировалась на «кастингах» в американском посольстве. В военном отношении Колумбия представляла собой сплошной плацдарм для ЦРУ и Пентагона, с которого США держали под прицелом страны Карибского бассейна. Только официально Богота согласилась на функционирование семи военных баз Соединенных Штатов на своей территории. Добавьте к этому целую тьму инструкторов, командированных Вашингтоном в вооруженные силы и парамилитарные формирования страны. CША окопались в Колумбии основательно. Словно на своем «заднем дворе».

Но в минувшее воскресенье — 19 июня — колумбийцы впервые в истории избрали главой государства прогрессивного левоцентриста Густаво Петро, который провозгласил переход к независимой многовекторной внешней политике. Чтобы лучше понять, что это означает для провашигтонской элиты страны, придется использовать гораздо более релевантный для постсоветского пространстве аналог. Представьте, что на Украине в один прекрасный день президентом становится человек, бросающий реальный вызов одновременно и Коломойскому, и Байдену. И местной, и транснациональной олигархии. Вот примерно такие «революционные» изменения, ко всеобщему удивлению, наметились 19 июня в Колумбии.

Разумеется, остановить спираль насилия в стране, в которой много лет практиковался государственно-парамилитарный террор, — задача сверхсложная. Далеко не факт, что новому президенту удастся оздоровить обстановку в Колумбии и установить в Боготе гуманный режим правления. Стоит напомнить, что только за несколько месяцев 2022 года в стране убито, по меньшей мере, 79 социальных лидеров и правозащитников. После подписания мирного соглашения правительства с повстанцами FARC в 2016-м, по самым скромным оценкам, от рук ультраправых погибло свыше тысячи бывших партизан и левых активистов. Большой вопрос, возможно ли в принципе обеспечить общественное примирение в таких жестких условиях.

Примечательно и то, что в XXI веке в ряде стран мира в основе социальной напряженности до сих пор лежит земельный вопрос. Современная Колумбия — государство латифундий. Свыше 50% земли принадлежит 1,5% населения. 0,1% богатейших латифундий владеют 60% земельных ресурсов страны. Обладая значительными возможностями для производства полезных сельскохозяйственных культур, Колумбия предпочитает выращивание листьев коки и живет на импортном продовольствии. Многомиллиардный нелегальный бизнес порождает соответствующую криминогенную среду и масштабирует насилие. Очевидно, что вылечить страну от многолетней наркозависимости будет непросто. Но попробовать стоит.

При внимательном рассмотрении, наблюдаемые в Колумбии изменения геополитического ландшафта вполне укладываются в общую логику новой антиколониальной волны, которая уже подхватила многие развивающиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки. Шаг за шагом «динамичные, перспективные государства и регионы» отвоевывают место под солнцем у тех, кто считал себя безраздельным хозяином мира.

Ставку на национальный суверенитет в Карибском бассейне уже давно сделали Куба, Венесуэла и другие страны. Несмотря на то что строить независимое государство под боком США чрезвычайно сложно, а иногда и опасно. Противодействие Вашингтона неуклонно ослабевает, но всё еще ощутимо. А санкционное давление Соединенных Штатов может быть весьма болезненным. Именно поэтому неожиданная попытка суверенизации Колумбии — оплота США в Южной Америке — вполне может вызвать цепную реакцию в мире. Своеобразный праздник непослушания. В итоге в какой-то момент Вашингтон обнаружит, что больше не может подкрепить рассуждения о своей исключительности практическими шагами по удержанию сфер влияния не только в отдаленных регионах планеты. Но даже на своем собственном «заднем дворе».

Бразилия и Аргентина уже выстраивают особые отношения с Россией и, к явному неудовольствию США, «сепаратно» договариваются с Москвой то о вакцинах, то об удобрениях. Сандинисты Никарагуа открывают для российских вооруженных сил свои военные объекты. Лево-популистское правительство Мексики — ближайшего соседа и важнейшего торгового партнера США — проводит всё более самостоятельную внешнюю политику. В том числе в отношении России.

Разумеется, геополитические сдвиги в Латинской Америке могут оказаться цикличными. Одни и те же страны на протяжении многих десятилетий то сближаются с вашингтонским центром силы, то стремятся максимально отдалиться от него. Правда, на этот раз привычные нам маятниковые колебания латиноамериканских правительств влево-вправо уж слишком четко вписываются в контуры нарождающегося многополярного миропорядка, чтобы оказаться всего лишь сезонными изменениями. Больше похоже на региональные отзвуки «эпохи кардинальных перемен», о наступлении которой всё смелее говорят лидеры развивающихся стран…

Автор — руководитель аналитического центра «СтратегПРО»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир