Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Общество
Песков заявил о создании Россией санитарной зоны для защиты городов от ударов ВСУ
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
Москва отслеживает ситуацию с ядерными испытаниями США в Неваде
Мир
Лавров начал переговоры с главой МИД КНР Ван И в рамках СМИД ШОС
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

Под прицепом: Россия и Белоруссия совместно создадут беспилотный тягач

Что это будет за модель и есть ли у нее перспективы в нашей стране
0
Фото: РИА Новости/POOL/Валерий Шарифулин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российская компания «Сберавтотех» и белорусский МАЗ подписали договор о разработке и запуске серийного производства беспилотного тягача. Об этом «Известиям» сообщили представители компаний. Ранее «Сбер» тестировал свои системы беспилотного вождения только на легковых автомобилях Kia Ceed в Москве. Грузовой беспилотник будут создавать по принципиально новой модели: не дорабатывать стандартную серийную машину (подразумевающую управление водителем), а проектировать другую уже на стадии конвеера. В «Сбере» считают, что такие авто сейчас будут востребованы, в том числе на фоне планов властей протестировать их проезд по трассе М-11 Москва – Петербург в конце 2023 года. Эксперты оценили стоимость проекта по созданию тягача в €5–8 млн в год.

Партнерство с соседом

Компания «Сберавтотех» (САТ, «дочка» «Сбера») и Минский автомобильный завод (МАЗ) договорились о совместном создании серийного беспилотного грузовика. Об этом «Известиям» рассказали представители компании-разработчика и производителя.

Соглашение о сотрудничестве подписали 5 октября, сейчас стороны определяют сроки завершения разработки и запуска производства, уточнили в пресс-службе МАЗа.

Первой моделью, над которой будет идти совместная работа, станет новейший двухосный магистральный седельный тягач МАЗ-54402L, уточнил представитель «Сберавтотеха».

— Наше сотрудничество с автопроизводителем — это важный этап для появления беспилотной технологии в секторе реального бизнеса, ее коммерциализации. Совместная работа позволит в сжатые сроки предложить рынку серийное решение, — передали в пресс-службе слова гендиректора «Сберавтотеха» Андрея Василевского.

Инвестиции в проект и сроки запуска производства партнеры не раскрывают. В пресс-службе МАЗа уточнили, что беспилотный тягач планируют поставлять на белорусский и российский рынки. Они в приоритете, но компании готовы и к заказам из стран СНГ.

Накопленный опыт

«Сберавтотех» создали осенью 2020 года: департамент Сбербанка SberDigitalAuto выделили в отдельную дочернюю компанию. Сам департамент появился в банке весной 2019-го.

В декабре 2020-го «Сберавтотех» начал тестировать в Москве свои легковые беспилотники, созданные на базе Kia Ceed. Сейчас в парке компании 180 таких машин, они курсируют между инжиниринговым центром компании на проспекте Андропова и станцией МЦК «ЗИЛ». В соответствии с действующим законодательством в салоне на месте водителя находится инженер-испытатель.

Но САТ всегда уделял внимание и грузовикам-беспилотникам, в отличие от «Яндекса», который нацелен на коммерческий проект легкового беспилотного такси, сказал «Известиям» главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

— Еще год назад партнером у «Сбера» была Volvo, у них были конфиденциальные договоренности. После 24 февраля (и начала СВО. — «Известия») Volvo решила уйти из России, а сейчас даже продать свои заводы в стране. Почему «Сбер» выбрал не КамАЗ? Могу предположить, что КамАЗ действует в рамках другой гипотезы или модели создания беспилотника — не партнерства глобального автоконцерна с IT-компанией, а сборки своего собственного беспилотника с применением и развитием своих же разработок по системам активной и пассивной безопасности, системам помощи водителю и так далее, — пояснил эксперт.

В «Сберавтотехе» «Известиям» не стали комментировать причины заключения партнерства с МАЗом. При этом там отметили, что тягачи минского автозавода сегодня обеспечены компонентами производства предприятий, расположенных на территории союзного государства, в том числе силовыми агрегатами экологического класса Евро-5, производимыми в столице Белоруссии.

Новая модель

По словам представителя САТ, проект будет развиваться по новой модели. Сейчас для создания беспилотника разработчики устанавливают на обычный серийный автомобиль сенсоры и вычислители с минимальной интеграцией в производство самой машины. При создании же беспилотного «МАЗа» партнеры постараются синхронизировать сроки проектирования и испытаний непосредственно шасси, проведут совместную работу над протоколами управления.

— Мы хотим сделать так, чтобы машина с конвейера сразу сходила беспилотная, — уточнил представитель САТ.

МАЗ начал активно заниматься беспилотными разработками только в 2021 году. Завод уже цифровизировал системы управления разных моделей грузовой и пассажирской техники и выпустил компоненты, которые обеспечат подключение машин к системам автономного управления, сообщил представитель МАЗа.

В сотрудничестве «Сбера» и МАЗа больше заинтересован банк, считает независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев.

— Учитывая, что у «Сбера» нет внятной стратегии по беспилотникам, сотрудничество с МАЗом может быть для них спасительной соломенкой. МАЗ за последние три года существенно перестроил принципы формирования компонентной базы, а также повысил качество своих грузовиков и автобусов. Инвестиции в проект со стороны МАЗа будут минимальные, основная часть ляжет на плечи «Сбера». Я бы оценил весь проект примерно в €5–8 млн в год в зависимости от их стратегии и программы реализации, — сказал эксперт.

Он добавил, что основная сложность с запуском проекта — это стоимость беспилотного тягача, которая примерно в полтора-два раза выше, чем у обычного автомобиля

Тестовые заезды

Беспилотные тягачи в ближайшее время будут наиболее востребованным транспортом на рынке, считают в «дочке» «Сбера». В том числе в компании связывают это с развитием проекта беспилотного логистического коридора (БЛК) на трассе М-11 Москва – Санкт-Петербург. Первые тестовые заезды запланированы на конец 2023 года, сообщали ранее в Минтрансе. Правда, в МАЗе «Известиям» сказали, что сейчас не участвуют в проекте беспилотного коридора.

По словам Андрея Ионина, процедура расширения состава участников проекта очень проста — подключиться к процессу может фактически любая компания, и не только производители автономных транспортных средств (ВАТС).

— Сейчас рассматривается возможность расширения участников ЭПР (экспериментального правового режима. — «Известия») за счет производителей беспилотных грузовиков из дружественных стран. В случае интереса со стороны МАЗа и наличия у них готового решения компания может подать заявку на присоединение к ЭПР, — подтвердили в Минтрансе.

Поставить свои беспилотники на тесты планировали КамАЗ, Evocargo, Volvo, «Старлайн». Летом СМИ со ссылкой на источник, близкий к Минтрансу, сообщали, что планы остались только у КамАЗа. Представитель производителя подтверждал: компания передаст в этом году один беспилотник для проекта, в следующем — еще пять, в 2024-м — 50.

Руководитель отдела разработок НПО «СтарЛайн» Илья Никифоров подтвердил «Известиям», что с конца 2021 года компания занимается переносом разработанного стека беспилотных технологий легкового транспорта в сегмент грузового. Сейчас два беспилотника StarLine на базе тягача Mercedes Actros проходят испытания на закрытых территориях — их и планируют обкатать на М-11, уточнил он. Компания Mercedes-Benz еще в марте остановила свой завод в Подмосковье и прекратила поставки автомобилей в Россию. СМИ сообщали, что автоконцерн собирается продать производство в РФ.

Evocargo тоже продолжает работу над своим беспилотником, но неясно, успеет ли собрать опытную машину под проект проезда по БЛК к 2024 году, рассказал источник «Известий», близкий к компании. У производителя есть сложности, связанные с сертификацией модели, так как машину делают с нуля, уточнил он.

«Известия» направили запросы в Evocargo, Volvo, КамАЗ и Ozon (последний тоже участвует в проекте БЛК).

Прямой эфир