Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Tasnim сообщило об определении точного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
В Иране совершил жесткую посадку вертолет, перевозивший президента Раиси
Мир
Глава МВД Ирана назвал предварительную причину жесткой посадки вертолета с Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Мир
Захарова назвала цель приглашения Макрона в Грузию
Мир
Немецкий депутат предрекла падение ФРГ в пропасть из-за помощи Украине
Происшествия
Четыре украинских беспилотника сбиты над Белгородской областью
Мир
Байден и Трамп оскорбили друг друга на предвыборных мероприятиях
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В новом году в «Современник» вернулся Василий Мищенко, прослуживший в нем без малого 40 лет и покинувший его после ухода из жизни Галины Волчек. В интервью «Известиям» заслуженный артист России рассказал о том, каким спектаклем может возродиться любимый театр, о чем просят его бойцы в Донбассе и почему из своих студентов он каленым железом выжигает актер актерычей.

«Спасибо Галине Борисовне, у нее чуйка была на хорошие вещи»

Гарик Сукачев в интервью «Известиям» рассказал, что ставит в «Современнике» спектакль с вами в главной роли. Театр вы покинули в 2019-м. Как случилось возвращение?

Руководство «Современника» предложило Игорю Ивановичу постановку, а он высказал пожелание, чтобы Мищенко вернулся и играл в его спектакле. Руководство говорит: «Пожалуйста». Я тоже не возражал. В связи с тем что Рыжаков (худрук Современника» в 2019–2022 годах. — «Известия») ушел, я готов вернуться. Моя нога не переступала порог театра, пока он там был.

— Что за постановка, кого играете?

Спектакль «Убить Бобрыкина» по роману Александры Николаенко о судьбе аутиста. В 2016-м роман был удостоен премии «Русский Букер». Герой проживает три возраста — ребенок, 40-летний и пожилой человек, которого играю я.

Василий Мищенко

Василий Мищенко

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Три актера в роли одного персонажа?

— Два. Ребенка изображает кукла. Проект технически сложный: свет, пластика, декорации-трансформеры, цирковые номера в исполнении ребят из команды «Дю Солей». Паша Брюн делает всё, что связано с цирком. Музыку пишет Петр Налич.

— Большой проект. Когда премьера?

Готовность планируем к ноябрю. Когда Гарик показал нам эскизы, как это всё будет, я ему сказал: «Иваныч, если десятую долю сделаем из того, что ты задумал, уже будет счастье». Да, замысел большой, но это не значит, что технологии забьют суть. У Гарика так не бывает, мы делали с ним «Анархию» (спектакль по пьесе «Дисфункционалы» британского драматурга Майка Пэкера. — «Известия»), играли ее лет восемь.

— После трагедии, происшедшей с Михаилом Ефремовым, спектакль был снят с репертуара «Современника». Нет ли желания его возобновить?

— Были разговоры, мол, давайте вернем, но я сразу отказался. Не хочу. Ну как это? Живешь-живешь с человеком и давай на время возьмем кого-то.

Гарик Сукачёв со студентами во время обсуждения пьесы «Убить Бобрыкина» 

Гарик Сукачёв со студентами во время обсуждения пьесы «Убить Бобрыкина»

Фото: соцсети

— Чувствовали себя командой без вариантов?

— Конечно. Был единый организм. Одно время стали играть реже, потому что у Димы Певцова возросла занятость в «Ленкоме» и в институте. Тоже в театре предлагали: «Давайте его заменим». Но Игорь Иванович в этом смысле преданный человек.

— С другой стороны, жаль, когда такие спектакли безвременно уходят.

— Если бы не случилось это с Мишей, еще бы долго играли. Спасибо Галине Борисовне Волчек, у нее чуйка всегда была на хорошие вещи. Рискнула взять эту пьесу. Автор прилетел из Лондона на премьеру. Потом еще несколько раз прилетал, смотрел. Был потрясен, говорил: «Никогда не думал, что писал про это, вы тут как-то всё вывернули, добавили что-то, присущее вашей стране, вашему народу». Это его слова.

О том, что Галина Борисовна скончалась, мы узнали, когда играли «Анархию». Поклонов не было. Сережа Гармаш вышел к зрителям, объявил о том, что произошло.

Спектакль «Анархия»

Спектакль «Анархия»

Фото: Театр «Современник»/sovremennik-teatr.ru

«Вечно живые» просто убойно ложатся на нынешнюю ситуацию»

— Какие отношения у вас сейчас с «Современником»? Планы уже есть?

Есть пьесы, которые я хотел бы поставить на «Другой сцене». Камерные — на двух, трех персонажей. Надеюсь, что удастся этот замысел осуществить, но пока рано об этом говорить.

— Театром сейчас руководит худсовет. Это хорошо?

Хорошо, конечно. Им с самого начала руководил худсовет во главе с Олегом Николаевичем Ефремовым. У него было два голоса, но одна команда. А Галина Борисовна могла отодвинуть тебя за высказывание, которое ей не нравилось. Но была потрясающим менеджером. Дружить умела с высшим эшелоном, умела доставать деньги для театра. Честь и хвала ей за это.

У меня к ней претензия только одна, личная: она не подготовила преемника. Сидела до конца, уже больная была, ее привозили, увозили. А потом скоропалительно худрука назначили. После похорон мы приехали, сели помянуть, а тут объявляют, что Рыжаков возглавит «Современник». Он за неполных три года убил театр, зритель перестал ходить.

— Спектаклей было много, и я видела — публика шла.

— Ходили только на то, что остались от Волчек, на постановки, которые он по тем или иным причинам побоялся снять.

Портрет Галины Волчек

Портрет Галины Волчек

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— В каком направлении сейчас должен двигаться «Современник»?

— Политика репертуарная очень важна. Вектор, куда идет театр. С учетом того что происходит в стране и мире, самое время поставить «Вечно живые» (пьеса Виктора Розова, по ней Михаил Калатозов снял фильм «Летят журавли». — «Известия»). С них начинался этот театр, с ними он может возродиться, как Феникс.

— Вы предложили эту постановку руководству?

— Нет пока. Но в «Современнике» сам бог велел ее сделать. Она просто убойно ложится на сегодняшнюю ситуацию. Там описано всё, что сегодня в нашем обществе происходит.

Такая перекличка времен порой случается. Я со своими студентами сейчас делаю «На дне» Горького. Действие перенес в 90-е годы прошлого века.

— Про лихие девяностые спектакль?

— Да. Я всё это пережил. Идея появилась, когда увидел в 1990-х покинутые дома, спившихся инженеров, бомжующих актеров. Умнейших людей, упавших на дно. Я тогда подумал: «Как Горький-то был прав, попал, что называется».

Сцена из спектакля «На дне» в постановке театра «Современник»

Сцена из спектакля «На дне» в постановке театра «Современник»

Фото: Youtube.com

Пришел с этой идеей к Галине Борисовне, а она: «Нет. У меня был этот спектакль, ты знаешь, кто там играл, какие артисты. Евстигнеев». Я говорю: «И что? Теперь нельзя брать эту пьесу? Полтруппы бесхозных артистов с «кушать подано» в массовке бегают. Дайте возможность». Не дала. Но в подкорке у меня эта мысль отложилась.

Сейчас вижу, что интересно получается. Начинается с рынка — баулы, проститутки, менты крышующие. Разгоняет их милиция, затемнение, оказываемся в бомжовском логове, далее по тексту. С песнями Цоя.

— Ни одного слова не изменили?

— Ничего не изменил, не убрал, не дописал. В мае покажем. Это будет дипломный спектакль моего актерского курса в Институте театрального искусства имени Кобзона.

— Какие у вас педагогические принципы, что стараетесь привить студентам?

Хочу, чтобы они были гражданами нашей страны, это принципиально. Чтобы были подлинными. Стараюсь каленым железом выжигать из них актер актерычей. Чтобы говорили живыми голосами и отношения на сцене были живые.

Важно для меня, чтобы в режиссуру приходили люди с жизненным опытом. Чем они хотят меня удивить, про какую жизнь рассказать, если только-только школу окончили? Пусть немного напитаются.

— Тарковский пришел во ВГИК после школы.

— Это исключение. Я полтора года во ВГИКе на режиссерском курсе преподавал. Ушел, потому что не хотят учиться. Платят деньги — и так: «Ну давай, учи меня». Мне скучно с ними стало.

— Вы сказали, что учите студентов быть гражданами. Что в вашем понимании гражданин?

— Отношение к тому, где и чем ты живешь. Не то что ты слеп, глух, нем. У тебя должна быть четкая гражданская позиция. Я люблю свою страну. Я прожил жизнь. Вижу, что и как происходит. Первый раз мне не стыдно за руководителя своей страны.

Когда говорят: «Полетишь в Сирию?» — лечу, конечно. Вернулся из Кейптауна и уехал в Донбасс, к ребятам. Донецк, Луганск, Мариуполь.

— А в Кейптауне что делали?

Кейптаун

Кейптаун

Фото: Global Look Press/imagebroker/Guenter Fischer

Шведы позвали сниматься в свою картину «Хаммаршельд». Это известный политический деятель, возглавлял ООН во времена Хрущева. Я сыграл роль Никиты Сергеевича. Там огромная студия, где снимается весь мир: пешком не пройдешь, на машине можно объехать. «Пираты Карибского моря» в Кейптауне делали.

Команда была большая, международная. Из России я, плюс американцы, англичане, чехи. Полгода вели со мной переговоры, проблема была добраться туда. Но я подумал: «Когда еще там побываю?» — и поехал.

— Экскурсионную программу вам устроили?

— Ездил, смотрел. Удивительная страна. Контраст великий. В пригороде живет в сараях, бараках, будках собачьих чернокожее население, там нельзя появляться белому человеку. А в самом городе цивилизованный мир.

— В Донбассе концерты давали?

— Скорее творческие встречи. Они там истосковались по общению. Стихи читал, пел, конечно. Но больше всего ребята хотели общаться, разговаривать.

Снял клип о Мариуполе, он идет под казачью песню. Вернулся в Москву, еду через Бибирево, смотрю на нормальные жилые дома и вместо них вижу выгоревшие, разбитые. Поймал себя на мысли, что схожу с ума. Некоторое время отходил.

«Люди, которые в советское время снимали войну, сами через эту мясорубку прошли»

— Чтобы вы хотели бы снять, какие проекты реализовать?

О Шухове, великом нашем инженере. патриоте, который всю свою жизнь положил во благо России, Шукшине, Шолохове хотел бы рассказать. Пока не могу найти денег. По поводу Шукшина сказали: «Ну кто его сейчас помнит?» Если сомневаются, что проект принесет прибыль, не финансируют. Рынок.

— Случилось бы великое советское кино, если бы тогда был рынок?

— Думаю, что нет. А может, и да. Потому что люди, которые тогда снимали, сами через эту мясорубку прошли. Знали, что показывать и как. Сегодня смотрю фильм о Великой Отечественной и вижу ботоксом накачанные губы. Такая героиня. Снайпер.

Думаю, ну как же так, есть же пример, великие картины. Посмотрите «Проверку на дорогах», «Они сражались за Родину», «Живые и мертвые», «Восхождение», «Иди и смотри». Поучитесь!

— Вижу, вам сильно не нравится то, что сейчас снимают о войне.

— А что тут может нравиться? Зачем эта компьютерная возня, в которой нам не догнать и не перегнать Америку никогда? У нас другое кино, менталитет другой. У нас «Летят журавли» и «Дом, в котором я живу».

— В декабре вы председательствовали в жюри на VI Арктическом международном кинофестивале «Золотой ворон» в Анадыре. Были там фильмы, соответствующие нашему менталитету?

— «Оторванные» (фильм Владимира Кривова о чукотских оленеводах, ставший победителем фестиваля. — «Известия») мне очень понравились. Когда вижу такие картины, забываю про профессию, про то, что сам снимаю, знаю этот процесс от и до. Это то, что я люблю, — когда о людях рассказывают. Не показывают только компьютерные технологии.

Кадр из фильма  «Оторванные»

Кадр из фильма «Оторванные»

Фото: Youtube.com

— Думаете снять кино о том, что сейчас происходит в Донбассе?

— Хотел бы очень. Но сценарии, которые мне присылают, не годятся: какие-то клише, фразы из новостей.

— Может быть, рано, осознание не пришло? «Летят журавли» появились спустя 12 лет после окончания войны.

— Согласен. Дистанция нужна. Я написал расширенный синопсис — историю моей семьи. Мой папа был ранен, пленен в первые месяцы войны, угнан в Германию, а маму девчонкой туда угнали, они в лагере встретились. Судьба дала им шанс выжить, чтобы родились мой старший брат, я, сестра. Пришло время рассказать эту историю и посвятить им.

В плену было более 5 млн людей наших. Кто-то ушел в РОА, кто-то в полицаи, кто-то, как мои родители, пронесли этот крест, концлагерь, до конца дней. О ком-то по сей день ничего не известно. Меня назвали в память о пропавшем без вести мамином брате. Смерть всех уравняла.

Редактор Людмила Шеховцова, которая мне помогала с моей предыдущей киноповестью («Еще вчера». — «Известия»), говорит: «Подумай, может, мы сплетем те давние события и сегодняшние». Это хороший ход, я считаю, надо попробовать. Сегодня знаковые вещи происходят. Проявляется общество, страна. Может быть, даже хорошо, что всё это случилось.

Актеры Михаил Ефремов и Василий Мищенко

Актеры Михаил Ефремов и Василий Мищенко

Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

Я также думаю о своем крестнике Мише Ефремове. Хорошо, что он там (Михаил Ефремов отбывает срок за ДТП со смертельным исходом. — «Известия»), с его язычищем опять бы что-нибудь стряслось. Сейчас, мне кажется, у него в голове эволюция идет.

— Вы с ним поддерживаете связь?

— Конечно.

— Как он переносит заключение?

Ничего, всё нормально. Никто его не обижает. Да, тоскливо, душа болит. Пишем, приезжаем по возможности на свидания. Ребята ездили к нему перед Новым годом. Я не смог: зачет принимал в институте. Он рад, что мы с Гариком снова пришли в «Современник».

— Как думаете, вернется он в артистическую жизнь?

— У меня был с ним разговор еще до всех событий. Я говорил: «Миша, бери театр, сам бог велел тебе, папа твой его начинал». — «Зачем мне это надо, у меня уже был молодежный «Современник», не хочу». Если бы была ответственность у него в виде театра, думаю, что набок бы не упал ни он, ни театр.

— Алкоголь способствует вдохновению и творчеству?

— Нет. Он поначалу снимает депрессию. Но это иллюзия. Депрессия накапливается. Все эти шлаки, неудовлетворенность, нереализованность, невостребованность. В этом смысле наша профессия — диагноз. Как Ванечка Бортник (актер, более 50 лет прослужил в Театре на Таганке. — «Известия»), мой друг, говорил: нервы поверху, а алкоголь их усугубляет. Верно говорил, проверено.

Справка «Известий»

Василий Мищенко родился и вырос на Дону в шахтерском поселке Шолоховский. В 1980 году окончил ГИТИС (курс Олега Табакова). С 1981 года — актер театра «Современник», где играл ведущие роли в спектаклях классического и современного репертуара. Как режиссер снял восемь картин, сыграл более 100 ролей в кино, в том числе в фильмах «Спасатель», «Наше призвание», «В последнюю очередь», « Один и без оружия», «Дураки умирают по пятницам», «А по утру они проснулись». Заслуженный артист России.

Прямой эфир