Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Одна из спасательных групп достигла возможного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Постановщики «Войны и мира» на Западе предчувствуют тектонические сдвиги. А ария Кутузова о Москве и русском народе сейчас звучит и сильно, и страшно. О том, что можно ожидать от постановки в Баварской опере, почему неисчерпаемо наследие русских композиторов и какие пианисты растут вблизи Ледовитого океана, «Известиям» рассказал худрук Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин.

«Модуляции исторические просто поразительные»

— Одно из главных европейских событий театрального года — премьера «Войны и мира» Сергея Прокофьева в Баварской государственной опере. Первый спектакль — 5 марта. Многие из певцов — выпускники Молодежной программы Большого театра. Любопытно будет взглянуть на результат?

Обязательно полечу в Мюнхен на премьеру «Войны и мира». Во-первых, действительно, многие исполнители, включая главных персонажей, вышли из нашей программы. Князя Андрея поет Андрей Жилиховский. Наташу Ростову — Ольга Кульчинская, Элен Безухову — Виктория Каркачева, которая победила на конкурсе «Опералия Пласидо Доминго» в Москве. Поют там и многие другие наши выпускники.

Во-вторых, мне очень интересно, как в такой момент можно решить эту оперу, например хоровой эпиграф про «силы двунадесяти языков, ворвавшихся в Россию». Он, как вы помните, взят из третьего тома толстовского романа. Любопытно будет взглянуть, как этот текст будет изложен в немецких субтитрах и как его воспримет публика.

Конечно, модуляции исторические просто поразительные. Мы живем в учебнике истории, как сказал режиссер Евгений Писарев.

— Из Мюнхена сообщают, что 10-й картины — «Военный совет в Филях» со знаменитой арией Кутузова о Москве и русском народе — не будет. Также много купюр в хоровых сценах. А всё действие режиссер Дмитрий Черняков поместил в некое замкнутое пространство.

Сцена из оперы Сергея Сергеевича Прокофьева «Войны и мира»"

Сцена из оперы Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир». Государственный академический Большой театр СССР, 1976 год

Фото: РИА Новости/Н. Рахманов

— Несложно было бы заранее всё выспросить у коллег и учеников, но я не стану этого делать. Хочется свежим взглядом всё увидеть и воспринять, без каких-либо предубеждений, с чистого листа.

Но если всё так, как вы сказали, то арию Кутузова жаль, конечно. На недавнем ярком вокальном конкурсе Хиблы Герзмавы Гран-при получил наш выпускник бас Алексей Кулагин, на третьем туре он пел эту арию. Поразительно, как она сейчас звучит — и сильно, и страшно.

— Почему на Западе ставят «Войну и мир», что привлекает? Заголовок?

Репертуар в театрах планируется на два-три сезона вперед, и проект «Войны и мира» в Мюнхене был задуман задолго до февраля 2022 года. Возможно, это было предчувствие каких-то тектонических сдвигов. А в «Травиате» или «Риголетто» их никак не отразишь. А вот в «Войне и мире» с ее эпическим масштабом — да, это возможно.

— По факту «Война и мир» — большая русская патриотическая опера. Она так задумывалась композитором и так им воплощена. Можно ли дистанцироваться от этого, не нарушив замысел?

— У постановщика, особенно у современного, гораздо более свободного от следования букве оригинала, может быть множество подходов к этой человеческой драме, произошедшей на фоне исторических катаклизмов. Ярким может быть сопоставление судьбы, любви и войны. Как и контраст того, что Прокофьев пишет для мирных сцен, а что для картин войны.

Я смотрел премьеру «Войны и мир» в Метрополитен-опере, которую лет 20 назад поставил Андрей Кончаловский с Анной Нетребко и Дмитрием Хворостовским. Должен сказать, что там это произведение воспринимается совершенно иначе, нежели у нас в России. Оно начинает какими-то острыми неудобными углами оборачиваться — порой парадоксальные тексты, несколько карикатурное изображение того же Наполеона, например.

— Дмитрий Черняков, ставя русские оперы на Западе, всегда приглашает русских певцов. Это позиция или иностранцы не справляются с русской музыкой?

У него всегда есть свое личное видение того, кто из артистов должен принять участие в его работе, для него это архиважно. Насколько я знаю, приоритет в выборе певцов для его постановок всегда принадлежит ему. Некоторые режиссеры совершенно спокойно делегируют право отбора артистов интендантам или их кастинг-директорам. Разве что на самые главные роли обращают внимание. А Черняков в этом смысле человек очень дотошный — ищет «своего артиста», прослушивает, обсуждает это с близкими ему по духу коллегами.

«Мы сможем опираться на свои собственные силы»

— Большой театр — сейчас несколько закрытая система. Как встроилась в новые реалии Молодежная программа?

— Я постоянно размышляю о том, как необходимо корректировать нашу жизнь в свете новых реальностей. Сможем ли мы сохранить качество подготовки молодых певцов и пианистов, которого добились за почти 14 лет существования программы? Не секрет, что в достижении этого уровня нам немало помогли наши коллеги — оперные специалисты из разных стран. Но, хорошо всё взвесив, могу сказать, что за эти годы мы смогли сформировать такую команду в Молодежной оперной программе, в том числе специалистов среднего и молодого поколений, которая способна обеспечить стабильную и эффективную работу, а также будущее, в котором мы сможем опираться на свои собственные силы.

— В ситуации, когда некоторые артисты уехали, а кто-то не имеет возможности приехать, у молодежи появилась возможность быстро продвинуться?

— Для молодежи это на самом деле потрясающая возможность заявить о себе, проявить себя. Особенно для артистов из регионов. Свято место в нашей стране пусто не бывает. Всегда найдутся достойные таланты. Можно рекрутировать в Большой театр большое количество отечественных артистов, дирижеров, режиссеров, художников, в том числе из нестоличных регионов.

Очень хорошо помню опять же кастинг [Дмитрия] Чернякова для его постановки «Садко» в Большом театре. На моей памяти великим Садко был Владимир Андреевич Атлантов, дай Бог ему здоровья. Я был свидетелем его фантастических выступлений в «Садко», после которых зрители собирались у колонн Большого театра и, стоя на морозе, долго делились впечатлениями от его пения, не могли разойтись. А спектакль, между прочим, заканчивался за полчаса до полуночи.

Дмитрий Вдовин

Худрук Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

После такого Садко и живых воспоминаний о нем нелегко, почти невозможно найти нового. И долгие поиски зашли в тупик, как вдруг появился молодой тенор Иван Гынгазов. Вышел на прослушивание на сцене, запел — и стало ясно, что это голос атлантовского масштаба. Нашелся же! И Нажмиддин Мавлянов, совсем другой Садко, тоже показал себя более чем достойно.

Гынгазова я первый раз услышал в Новосибирске. Сейчас у него большая карьера. Поет и в Большом, и в Мариинском, за рубежом и в родном для себя театре «Геликон-опера».

Думаю, что на людей, которые сейчас находятся у руля нашего искусства, возложена огромная ответственность — не пропустить талант. Не думать: нет, это риск, моя репутация может пострадать, если я дам шанс молодому артисту. Надо пробовать, надо давать шанс. Ведь и Атлантов, как и Шаляпин до него, не начинали с безоговорочных побед и успехов.

— Как относится к предложениям идти на риск гендиректор Владимир Урин?

— Он, конечно, всегда держит руку на пульсе театра. Он не тот директор, который сидит в кабинете и дистанционно управляет процессом. Абсолютно нет.

Я не вхож в вопросы кастинга для труппы, для новых постановок театра, но вижу, как меняются подходы к поиску и приглашению новых артистов на спектакли в нашем театре, появляются свежие голоса и лица, да и артистов Молодежной программы стали активней задействовать в репертуаре.

«Самая большая радость в жизни — заметить талант»

— Поиск и поддержка талантов — важная часть нашей педагогической школы. Она работает?

— Есть в нашей программе молодой человек — Николай Едукин, пианист. По национальности он эвен, это народ, живущий на севере Якутии и в близлежащих регионах.

Николай родился в поселке Чокурдах что недалеко от Северного Ледовитого океана. Пошел в музыкальную школу. Значит, она там была и есть. Увидев его талант, педагоги рекомендовали перевести мальчика в специализированную музыкальную школу-десятилетку в Якутске. Оттуда он поступил в Казанскую консерваторию. А мы, в свою очередь, пригласили его в Молодежную программу Большого театра. Вот такая история. Яркое подтверждение того, что система поиска и поддержки талантов, которой славился Советский Союз, продолжает работать.

Я и мои коллеги в программе тоже прилагаем много усилий для еще более активного поиска молодых одаренных людей. Мы каждый год бываем в 8–10 городах для прослушиваний молодых певцов и пианистов, меня приглашают для мастер-классов в разные регионы страны, и я делюсь с коллегами в театре своими наблюдениями и впечатлениями? Бываем мы и в странах бывшего Советского Союза — в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Казахстане. В опере Астаны тоже действует очень интересная Академия молодых певцов, я несколько раз с ними работал. И в Москве мы не одни — «Геликон-опера» также открыла несколько лет назад свой молодежный проект, и я с удовольствием с ними сотрудничаю.

Для меня самая большая радость в жизни — заметить талант и чем-то ему помочь.

И потом — как оказалось, без российской культуры мир жить не может, и, несмотря на все сложности, наши артисты востребованы на всех сценах мира. Российское художественное наследие огромно, и мне кажется, оно стало вызывать еще более пристальные внимание во всем мире.

— Как продвигает его Молодежная программа?

— Мы в программе уже который год — лет восемь, если не ошибаюсь, — представляем антологию русского классического романса. Делаем по две, три, даже по четыре программы в сезон, и тем не менее мы далеки от завершения проекта: наследие русских композиторов безбрежно.

Чем дольше я живу, тем больше горжусь великим наследием, которым Россия обладает. Меня это понимание нашего художественного богатства необыкновенно возбуждает, заводит. Поражаюсь, как это было возможно создать столько! Причем в самые трудные годы войн, голода, репрессий и Бог весть чего, что постигло нас за сотни лет нашей непростой истории.

Всё это живет, все актуально. Про Чайковского вообще молчу. Обожание его во всем мире достигло какого-то религиозного уровня. Куда бы ты ни поехал, везде он звучит.

— Несмотря на разговоры об отмене русской культуры?

— Да, это просто поразительно. В крупнейших театрах мира везде идет русская опера. В Брюсселе — «Евгений Онегин». В Цюрихе — «Евгений Онегин». Во Франкфурте — «Чародейка», в Метрополитен — «Леди Макбет Мценского уезда», миланский Ла Скала открыл сезон «Борисом Годуновым». Про «Войну и мир» в Мюнхене мы уже говорили. Кстати, недавно и в Будапеште эту оперу поставили. Можно продолжать и продолжать.

«Большому театру музыкальный лидер необходим»

— В Большом театре сейчас нет музыкального руководителя. Вам лично его не хватает? Каким он должен быть?

— Конечно, театру музыкальный лидер необходим. Кстати, на моей памяти одним из самых интересных в Большом театре был период, когда музыкальным руководителем был композитор Леонид Аркадьевич Десятников. Его присутствие в театре, общение с ним необыкновенно вдохновляло.

Главное, чтобы это был человек, который не рассматривает Большой как одну из ступенек своей личной карьеры. Чтобы он искренне любил этот театр, этот коллектив, этих артистов, знал и ценил потрясающую историю этого театра.

Большой театр
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Вы верны Большому театру. В других институциях не хотелось поработать?

— Не буду скромничать, у меня была масса предложений. В том числе и по созданию и руководству молодежными программами за рубежом, в очень знаменитых театрах. Но я люблю Большой. Он меня выпестовал, я обязан ему самыми сильными художественными впечатлениями своей жизни.

Я пришел в него студентом первого курса. А как зритель еще раньше — в 1977 году. То, что тогда совершалось на этой сцене, было незабываемо. Не случайно этот период называют золотым веком Большого. Считаю, что у меня, как и у моих коллег, огромный долг перед теми, кого нам посчастливилось тогда увидеть и услышать на этой великой сцене. Их искусство дарило нам огромное счастье. Мы должны об этом помнить. Помнить и равняться на них, на этот высочайший уровень. И тем не менее всегда идти вперед.

Справка «Известий»

Дмитрий Вдовин окончил ГИТИС как театровед и Академию хорового искусства им. В.С. Попова (АХИ) как вокалист и вокальный педагог. В 1992 году стал артистическим директором Московского центра музыки и театра. С 1999-го по 2009-й — артистический директор и педагог Московской международной школы вокального мастерства. С 2009-го — один из основателей и художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России. Член жюри престижных международных конкурсов вокалистов.

Прямой эфир