Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Одна из спасательных групп достигла возможного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Мастиф и слон

Обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова — о том, почему «Войне и миру» от Чернякова не удалось отменить патриотический пафос оперы Прокофьева
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

5 марта в 70-летие смерти Сергея Прокофьева Баварская опера показала премьеру оперы «Война и мир». Режиссер и сценограф — Дмитрий Черняков. Большинство исполнителей русскоязычные — из России, Украины, Армении, Молдовы. На сайте театра была объявлена трансляция. Находясь на родине Сергея Сергеевича, просто так на сайт не попадешь — недоступно, пишет, в вашей стране. Зато через VPN — пожалуйста. Смотрим.

В зале аншлаг, за пультом оркестра — музыкальный руководитель постановки Владимир Юровский. На сцене — Колонный зал Дома Союзов. Знаковое для нашей страны место. Масса событий там свершилась — от балов и государственных речей до судебных разбирательств и похорон генсеков. Со Сталиным, который в один день с Прокофьевым умер, там же прощались.

Всё как полагается: колонны, люстры, галерея, нет только рядов кресел. В центре висит ветхий плакат с полустертыми буквами — что-то о марксизме-ленинизме-сталинизме. Освобожденное от кресел место занимают случайные стулья, матрасы, раскладушки и оккупировавший их народ — все действующие лица, а их человек семьдесят, находятся на сцене. Это мир. Русский. Как будто с наших улиц пришедший.

Во второй части те же люди, только уже на войне. Тоже русской. Из иностранцев — пара немецких генералов и карикатурный Наполеон в розовых панталонах. Плакатная часть обогатилась свежей надписью: «Военно-патриотическая игра «Бородинская битва».

В антракте Черняков и Юровский рассказывают интервьюеру, что спектакль был запланирован еще в 2019-м. После февраля прошлого года хотели было его отменить, но в итоге решили ставить, придав «Войне и миру» антивоенную направленность.

Благо против воли Прокофьева идти не пришлось — он якобы именно так, без ненужного патриотизма, поначалу и задумывал. Но пришлось подчиниться государственной идеологии и под давлением жены Миры сочинить духоподъемные хоры.

Каким-то чудом оба постановщика прознали, что именно хотел, но не сделал Сергей Сергеевич. Мне же в точности известно, что он в итоге сделал. Ни много ни мало — оперу в 13 картинах. С хоровым прологом из Толстого: «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. В русском народе всё более и более разгоралося чувство оскорбления» и ликующим хором-финалом, славящим армию и народ.

В стране, чье правительство грозится эту армию изничтожить, такое не поставишь. Поэтому творческая команда внесла в оперу изменения. Военные сцены большей частью порезали, оставшиеся режиссер переосмыслил.

Например, упомянутый эпиграф поет выстроившийся в каре хор. Люди бьются, как в родимчике, всем существом показывая чудовищность текста, а в довершение извлекают из карманов тюбики с краской и малюют у себя щеках российские триколоры.

Смоленских беженцев, которых у Прокофьева как родных встречают ополченцы, у Чернякова те же самые ополченцы связывают, ставят на колени и расстреливают.

Кутузов обряжен в майку-алкоголичку и галифе со спущенными подтяжками, лишен знаменитой арии о Москве и русском народе, а из ариозо на Бородинском поле ему дарована одна-единственная фраза: «Бесподобный народ, чудесный, бесподобный народ!» Обращает он ее к этому самому народу, который либо преданно в глаза заглядывает, либо беснуется так, что мало не покажется.

Из финальных реплик фельдмаршала тоже оставлена одна: «Спасена Россия!» Провозгласив ее, он укладывается на убранное цветами и лентами погребальное ложе, а оркестр играет финальный апофеоз, точь-в точь по Прокофьеву, но без слов. Слова в купированном хоре «За Отечество шли мы в смертный бой» такие: «Слава Родине, Родине святой, слава армии родной, Фельдмаршалу Кутузову слава. Ура!»

Князь Андрей, соединившись, наконец, с любимой, кончает жизнь самоубийством (с чего бы это?), предварительно попытавшись станцевать с Наташей вальс. В разделе «Мир», где полагается его исполнять, пара так и не решилась это сделать.

Есть также ощущение, что постановщик с трудом решился оставить князю ариозо на Бородинском поле. Не петь же его в самом деле на «ла-ла-ла», а слова «Не понять им, что мы будем драться за нашу русскую землю, и мы победим» никак не переиначишь. Пришлось наградить князя корчами и подгибающимися ногами — дезавуировать, так сказать, ненужный патриотизм.

Но в том-то и дело, что ничто у Прокофьева не дезавуируется и не деконструируется. Как была его опера во славу русского человека, так и осталась. Самодостаточная она. Так ее Прокофьев срежиссировал. Национальный мелос льется потоком. Такой она слышится. И видится, если, конечно, злоба дня глаза не застит.

Что бы ни думали о себе корифеи режиссерской оперы, лучший режиссер своей музыки — сам композитор. Оставшейся партитуры, а Юровский с оркестром и певцы исполняют ее очень хорошо, с лихвой хватает, чтобы весь патриотический посыл Сергея Сергеевича остался в неприкосновенности.

Поэтому стоит себе его «Война и мир» могучим боевым слоном и хоботом не ведет. Это не к тому, что вокруг тявкают моськи. Черняков на мастифа тянет. Но слона и ему не одолеть.

Автор — доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир