Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Одна из спасательных групп достигла возможного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Фото-граф

Обозреватель Светлана Наборщикова — о том, почему известинский художник объектива Виктор Ахломов взялся за перо
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Все знают Виктора Ахломова как фотохудожника и фоторепортера. Не столь многим известно о его литературном даре, таком же ярком и щедром. Мне повезло — я узнала о нем с первых минут нашего знакомства.

В дверном проеме, как в рамке фотографии, возник и замер человек лет сорока (на самом деле ему было за шестьдесят). Улыбающийся, складный, ладный. Серый в елочку пиджак, голубая рубашка, красная бабочка. В руках книжка такой же расцветки. «Хорошая комбинация», — восхитилась я. «Это что, — откликнулся он. — Вот тут комбинации». И протянул мне книжку.

Это был «Журнал поэтов». Издавал его друг Вити и тоже известинец Константин Кедров, основавший ДООС — Добровольное общество охраны стрекоз, вольных художественных созданий.

По мысли Кости (они так просили себя называть — Костя, Витя), члены общества сами определяли издательскую стратегию. Писали и издавали, что хотели и как хотели. Публиковались в журнале лучшие люди нашей словесности — от Вознесенского и Сапгира до Кедрова и Нарбиковой.

Кедров носил почетное звание стихозавра. Вознесенский и Сапгир были стеркозаврами. Витя Ахломов именовался линзозавром и выступал в малых литературных формах — эссе, зарисовках, рассказах.

Его авторский жанр можно было назвать фотолитературой. Он всегда шел от изображения — своих фотографий, а вокруг выстраивал воспоминания, соображения, лирические отступления: всё, о чем могли поведать снимки. Писал и об очень известных людях и событиях, и о совсем неизвестных. Делал это блистательно — коротко, емко, динамично, на одном дыхании.

Не откажу себе в удовольствии кое-что вспомнить.

В «Здесь была «Россия» речь шла об одноименной гостинице, которая к моменту создания текста превратилась в груду развалин, огороженных заградительной лентой. А когда-то там кипела жизнь — останавливались гости московских кинофестивалей, встречались со зрителями, давали автографы, и Джина Лоллобриджида (размещено ее фото с камерой) неутомимо бегала вокруг Кремля с тяжелым «Никоном»: готовила прославивший ее впоследствии фотоальбом.

Ахломову больно от бесславного конца «России». Для него она не строение и не название, это — символ. «Россия — мессия. Эта рифма со временем займет место в ряду с такими, как любовь-морковь, ночь-прочь и т. п», — пишет он. И далее: «Просматривая свой полувековой архив и вспоминая по фотографиям встречи в «России» с любимыми писателями и актерами, хочется надеяться на пророческую строку Поэта — «Россия вспрянет ото сна!»

На фотографиях 1990-х из «Алисы»виды приокской деревни и девочка, годящаяся Вите во внучки и очень на него похожая. А рассказ — о том, что родители девочки уехали из страны, увезли дочку.

Она выросла, но «сердце ее тоскует по деревенской бабушке, парному молоку, лугам с одуванчиками, разноцветным веселым стрекозам, холодным запахам черемухи у колодца и соловьиным концертам в мае. И алым парусам ранней юности. Сердце тоскует и томится. А ведь сердцу не прикажешь».

«Кто придумал поцелуй, или Амуртизация Библии»образчик фирменного доосовского юмора. На фотографиях — кролик с мудрым взглядом и две молодых пары: один снимок сделан в Ясной Поляне в 2008-м, другой в Праге в 1975-м.

Выясняется, что райского кролика райская Ева спасла от прожорливого змия, а тот ей известно как отомстил. Зато человечество обрело любовь и амуров, далеких предшественников доосовских стрекоз.

Вывод Ахломова: «От античного Амура и французского слова «амур» недалеко до загадочной русской любви. А любовь без поцелуя это, по народному замечанию, всё равно что пиво без водки. То есть — деньги на ветер».

«Впервые с Мальтусом я познакомился в центре Москвы на Пушкинской площади, прямо у дверей родной редакции. Я убегал на съемку, когда в мой объектив въехал молодой папаша в шляпе и в очках, с двумя детьми» — так начинается рассказ «Плевать я хотел на вашего Мальтуса». Снимок безымянного отца, выгуливающего потомство на Новом Арбате, принес Вите европейскую известность.

В «Людях нашего времени», посвященных Шкловскому и Антокольскому, помимо очаровательной самоиронии («До момента, когда я окончательно утвердился в звании линзозавра, мой путь был банальным и стандартным») любопытны рассуждения о «личном фотографическом интересе», который Витя испытывал к Шкловскому, — тот чаще писал статьи и заметки о творческом тандеме Маяковский – Родченко.

«Известно, что лучшие портреты Маяковского были сделаны Родченко, — замечает Ахломов. — Сделав несколько фотопортретов Родченко, я попросил его записать на них несколько мыслей о фотоискусстве. Он никогда не отказывал. Сегодня я жалею, что мало просил об этом. Если бы молодость знала».

«Автограф Ахматовой» открывается снимком царственной Анны Андреевны с тематической цитатой («И прутья красные лозы, и парковые водопады, / И две большие стрекозы на ржавом чугуне ограды») и утверждением, правоту которого Виктор Ахломов подтвердил всем своим творчеством: «Поэзия — это единственное в мире искусство. Все остальные могут считаться искусством только тогда, когда в них присутствует поэзия».

Речь о том, как 22-летний Витя (в тексте он допустил поэтическую вольность — «Было мне осьмнадцать лет») приехал в дом Ардовых, чтобы снять Ахматову для «Недели».

Фотография для стихотворной подборки предполагалась одна, «марочная», поэтому послали «кого не жалко». Счастье, что поехавшие с ним мудрые пожилые редакторы посоветовали «снимать и снимать».

И все-таки, сетует автор, снял он недостаточно — «надо было снимать, как я сейчас снимаю, — перстни на ее руке, складки одежды, интерьеры, где она сидела, всё надо было снимать…»

И, наконец, «Кто идет — два Ильича» о двух Владимирах Ильичах Толстых, дедушке и внуке. Младший, ныне директор «Ясной Поляны» и советник президента России, а в пору съемки трехлетний малыш, на вопрос, кем ему приходится Лев Николаевич, отвечает: «Он дедушка моего дедушки».

Ахломов цитирует Толстого: «Радуйся на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь, ищи эту ошибку и исправляй».

Финал текста похож на манифест: «Толстой идет и будет идти вечно. Рядом с нами. Помогая мыслями, душой и советами в нашем нелегком земном пути. Напоминая нашим израненным душам про главное дело жизни, ее назначение — РАДОСТЬ!»

Вот так, заглавными буквами пишет он то, что считает своей путеводной звездой. Светила она ему ярко и верно, а он дарил этот свет нам.

Автор — доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир